Хроменкова Е.В. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА | Республиканский научно-практический центр спорта Перейти к основному содержанию

Государственное учреждение "Республиканский научно-практический центр спорта" является научной организацией, созданной в целях медицинского и научно-методического обеспечения спорта, общей координации деятельности учреждений спортивной медицины в Республике Беларусь.

Хроменкова Е.В. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Хроменкова Е.В., Борщ М.К., Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Республики Беларусь

Хроменков Р.Л., Институт национальной безопасности Республики Беларусь

 

В статье представлен анализ возрастной динамики силовых способностей граждан Республики Беларусь, протестированных в рамках физкультурно-оздоровительной и образовательной программы Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса. Выявленные тенденции могут стать основой управленческих, решений, направленных на совершенствование системы физического воспитания граждан республики различного возраста.

 

AGE DYNAMICS OF TEST RESULTS OF POWER ABILITIES of Belarusian citizens WITHIN THE STATE SPORTS AND IMPROVING COMPLEX

 

 

The analysis of age dynamics of power abilities of citizens of Republic of Belarus tested within a sports and improving and educational program of the State sports and improving complex is presented in article. The revealed tendencies can become a basis administrative, the decisions directed on improvement of system of physical training of citizens of the republic of various age.

 

В настоящее время проблема здоровья населения является одной из самых актуальных для общества. С каждым годом эта проблема обостряется все больше. А между тем, здоровье – это общественное богатство, лежащее в основе процветания государства, и личное достояние граждан, позволяющее им реализовать свои способности, права и свободы. В связи с этим во многих государствах действуют программы мониторинга здоровья населения, позволяющие оптимизировать управленческие решения в отношении внедрения здоровьесберегающих технологий, оптимизации деятельности систем здравоохранения, образования, физической культуры и спорта и пр.

Рассматривая здоровье как многокомпонентную модель, ВОЗ определяет его как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов. Из многочисленных определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. В связи с этим в настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья: соматическое здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье [1-14].

Понятие «здоровье» в физиологическом смысле обычно отождествляется с понятием «норма» и как конкретное специфическое состояние означает отсутствие существенных отклонений от нормы основных жизненно важных показателей деятельности органов и систем, физического развития и физической подготовленности.

В свою очередь уровень физической подготовленности определяет работоспособность человека во всех видах деятельности. В общеподготовительном направлении системы физического воспитания его отражают показатели развития основных двигательных способностей (координационных и кондиционных). При этом значение имеет их гармоничное и оптимальное развитие, достигаемое в процессе регулярной, рационально организованной двигательной активности.  В связи с этим, в многочисленных мониторинговых программах различных государств показатели физической подготовленности используются не столько для констатации факта уровня и структуры здоровья населения, сколько в качестве маркеров эффективности функционирования систем здравоохранения, образования и, в первую очередь, физического воспитания.

В Республике Беларусь при соответствующем юридическом, экономическом и организационном обеспечении, заинтересованной позиции организаций управления физической культуры и спорта и руководства страны результативным средством мониторинга физического статуса граждан, может выступать Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс (далее Комплекс), утвержденный в последней редакции Постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 24.06.2008  № 17.

В связи с вышесказанным целью настоящего исследования, выполненного в рамках проекта отраслевого назначения сотрудниками НИИ физической культуры «Разработать нормативные оценки физического статуса населения в возрасте от 6 до 60 лет и старше для Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь» стало изучение уровня физической подготовленности различных поло-возрастных групп населения Республики Беларусь в соответствии со ступенями Комплекса. При этом в настоящей статье из-за лимита объема из структуры физической подготовленности были выделены силовые способности. Во-первых, потому, что силовые способности являются основой физической готовности к обучению большинству жизненно и профессионально важных двигательных действий, а также результативности в этих действиях. Во-вторых, направленное развитие силовых способностей сопряжено с формированием оптимального телосложения, характеризующегося гармоничной мышечной системой, которая в свою очередь снижает риск нарушений осанки, возникновения костно-суставной патологии, ожирения и связанных с ним нарушений и пр.  

В процессе исследования применялись такие методы, как анализ и обобщение научно-методической литературы, тестирование, методы медико-биологической статистики.

В исследовании принимали участие 690 человек 32 населенных пунктов 7 областей страны, 35 среднеобразовательных и 16 высших учебных заведений, 30 организаций и предприятий. Репрезентативность выборки обеспечивалась проведением исследований во всех областях Республики, в населенных пунктах с различной численностью населения, в ВУЗах и на предприятиях различного профиля. Тестирование физической подготовленности осуществлялись обученным персоналом, что должно было служить гарантом достоверности полученных данных.

Физкультурно-оздоровительная и образовательная программа Комплекса определяет  дифференцированные по различным возрастным группам граждан от 7 до 60 лет на 6 ступеней цель, задачи, требования к базовому физкультурному образованию, минимальный недельный двигательный режим, уровни и бальные оценки физической подготовленности: «Олимпийские надежды» (7–10 лет), «Спортивная смена» (11–16 лет), «Физическое совершенство» (17–18 лет), «Здоровье, сила и красота» (19–22 года), «Здоровье и красота» (23–29, 30–39, 40–49 лет), «Движение, здоровье и долголетие» (50–59 лет и старше).

К сожалению тесты физической подготовленности Комплекса не носят «сквозного» характера и дифференцированы для мужчин и женщин по возрасту, что снижает информативность анализа динамических рядов результатов в тестах представителей возрастных групп.

Полученные эмпирические данные были сгруппированы по поло-возрастному критерию по годам с 7 до 17 лет в связи с активным биологическим созреванием, а далее в соответствии со ступенями Комплекса: группа «А»– 17–18 лет, «Б» – 19–22, «В2 – 23–29, «Г» – 30–39, «Д» – 40–49, «Е» – 50–59 лет и старше.

Математическая обработка была проведена согласно рекомендациям современных специалистов в области медико-биологической  статистики [15–17]. Обоснованием выбора методов статистического анализа данных являлись тип данных, тип и вид распределения признаков в выборке, а также наличие зависимости сопоставляемых выборок. Данные были проверены на наличие выпадающих значений («выбросов») с исправлением ошибок их получения и подготовки.

Анализ соответствия вида распределения признаков закону нормального распределения осуществлялся качественными (оценкой гистограмм распределения и графикой функций распределения признаков в выборке) и количественными способами – оценкой симметричности распределения и проверкой статистических гипотез о виде распределения критериями Лиллиефорса и Шапиро-Уилка при р<0,05, отдавая предпочтение последнему как наиболее мощному, универсальному и «строгому». Согласно полученным данным, признаки выборки не подчинялись закону нормального распределения, в соответствии с этим в дальнейшей работе предпочтение было отдано непараметрическим методам. Методы имеют меньшую мощность, но позволяют выделить общие закономерности на выборке как нормально, так и не нормально распределенных данных и в дальнейшем экстраполировать их на всю генеральную совокупность.

С целью статистической оценки параметров распределения признаков выборки были рассчитаны меры центральной тенденции и рассеяния количественных признаков, не имеющих приближенного нормального распределения: медиана, нижний и верхний квартили. Для изучения отличий результатов в тестах поло-возрастных групп была проведена проверка статистической гипотезы о наличии различий параметров распределения двух независимых близлежащих выборок расчетом U критерия Манна-Уитни (U-test), при этом критическим уровнем статистической значимости была принята вероятность ошибки первого рода в 5 % (р<0,05). Следующим шагом был анализ параметров физической подготовленности как величин динамического ряда. С этой целью проводился расчет показателей темпов прироста между близлежащими по возрасту группами.

Результаты и их обсуждение.

На рисунке представлены результаты в «силовых» тестах представителей различных поло-возрастных групп.

1

2

3

 

А

Б

1 – сгибание рук в упоре лежа, 2 – поднимание туловища из положения лежа на спине, 3 – подтягивание в висе на высокой перекладине

 

А - среднегрупповые характеристики (медиана) результатов, Б – темпы прироста среднегрупповых результатов

 

Рисунок – Возрастная динамика силовой подготовленности граждан Республики Беларусь

 

При выполнении тестов основную нагрузку выполняют различные мышцы. Тест «сгибание рук в упоре лежа» в программе тестирования Комплекса применяется для изучения уровня развития силовых способностей преимущественно мышц верхних конечностей и плечевого пояса у девочек и мальчиков до 22 лет, а «подтягивание в висе» только у мужчин с 6 до 50 лет и старше. Тест «поднимание туловища из положения лежа на спине» направлен на исследование уровня развития силовых способностей мышц туловища, что особенно важно для женщин в связи с репродуктивной функцией, но актуально и для мужчин, так как мышцы туловища являются «корсетными», т.е. участвуют в обеспечении и сохранении физиологических изгибов позвоночника. Согласно методике тестирования Комплекса тест выполняется мальчиками и девочками в течение 30 с в возрастных группах от 6 до 10 лет, 60 с  – юношами до 22 лет и женщинами до 50–59 лет и старше. Многие специалисты указывают на возможность изучения «силовыми» тестами при различном качестве выполнения не только собственно-силовых способностей (при малом количестве максимально возможных повторений в медленном темпе), так и скоростно-силовых (быстром выполнении не большого количества максимально возможных повторений), силовой и скоростно-силовой выносливости (выполнение большого количества повторений в умеренном или быстром темпе). В любом случае информативность и надежность тестов в связи с трудностью их выполнения существенно зависят от качества, за которым строго должен следить тестирующий для получения достоверных результатов. К сожалению, тесты не «сквозные», поэтому не позволяют полноценно проследить изменение результатов с возрастом, как в среднегрупповом анализе, так и в индивидуальном.

Обращают на себя внимание более выраженные гендерные отличия уровня развития силы мышц плечевого пояса и его динамики с возрастом по сравнению с силовыми способностями, проявленными мышцами туловища. Так начальным уровнем результатов в тесте в возрастной группе 6 лет у мальчиков являются показатели 7,5 раз (нижний и верхний квартили – 5–13 раз), а у девочек 5 раз (2–8 раз) (график 1А). Начиная с этого возраста и до 16 лет, «отрыв» мальчиков с каждым годом увеличивается, т.к. у мальчиков результат в тесте на протяжении всего этого отрезка улучшается и достигает 39 раз (30–44 раз). У девочек силовые способности, проявляемые в этом тесте, увеличиваются только до 10 лет, достигая результата в 12 повторений (8–17 раз), а далее до 16 лет стабилизируются с небольшими колебаниями по медиане в 0,5–2,5 повторения. И у юношей, и у девушек в возрастных группах 17–18 и 19–22 результаты снижаются: до 35 раз (25–44 раза) и 8 раз (4–11 раз) соответственно, что отражает снижение уровня силовых способностей верхних конечностей и плечевого пояса, возможно вызванное снижением двигательной активности и в частности силовых нагрузок в связи с увеличением умственных (выпускные экзамены в среднеобразовательных учреждениях, вступительные экзамены и обучение в высших учебных учреждениях).

Статистически значимыми являются отличия результатов в тесте между мужскими группами 6 и 7, 7 и 8, 14 и 15, 15 и 16-ти лет, что выражается следующими темпами прироста: 32,32 %, 23,90 %, 17,33 и 9,51 % соответственно (график 1Б). У женщин динамика результатов менее выражена и реже является статистически значимой – только между группами 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9 летних с темпами прироста – 23,14 %, 20,86 % и 19,66 % соответственно.

В тесте «подтягивание в висе» (график 2А) результаты мальчиков с 6 до 15 лет улучшаются с 0 повторений (0–1 раз) до 11 (8–13 раз) в 4 этапа: рост – с 6 до 8, с 9 до 10, с 12 до 13 и с 14 до 15 лет; стабилизация – с 8 до 9, с 10 до 12, с 13 до 14 и с 15 до 16 лет. Статистически значимым является улучшение на отрезках 6–7, 12–13, 14–15 лет с темпами прироста в 60,92 %, 14,69 % и 32,01 % соответственно (график 2Б). В период 17–18 лет уровень способностей падает – результат снижается до 9 повторений (5–14 раз). Можно предположить, что это является результатом интенсивной учебной деятельности при поступлении и в начале занятий в высших учебных заведениях, т.к. снижение происходит преимущественно за счет выборки юношей 17 лет. Затем результаты растут до прежнего уровня и превышают его к возрастному периоду 23–29 лет – 12 раз (8–16 раз). За отрезком 15–(23–29) лет следует период выраженного регресса, связанный со статистически значимым снижением результативности теста каждой следующей возрастной группы с темпами -50,00 %, -33,33 % и -50,00 %. В результате в 50–59 лет и старше мужчины в среднем выполняют 4 подтягивания (2–5 раз).

Силовые способности мышц туловища, проявленные в тесте «поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 и 60 с» у мужчин и женщин практически равны, что на наш взгляд отражает недостаточное внимание к силовой нагрузке с участием этих мышц у юношей, и, как следствие, негармоничное развитие их мышечной системы (график 3А). В период с 6 до 16 лет в динамическом ряду происходит поступательное увеличение результатов в тестах: за 30 с мальчики в возрастной группе 6 лет в среднем выполняют 17 повторений (15–19 раз), а в 10 лет – 24 (21–27,5 раз), девочки соответственно 17 (15–20) и 26 повторений (22–30). Результат юношей на отрезке 11–16 лет динамического ряда в тесте, выполняемом 60 с, растет с 39 (35–45) до 50 раз (46–56) раз, девушек – с 43 (37–47) до 49 повторений (43–54 раза). Начиная с 16 лет, показатели возрастных групп снижаются, достигая к возрасту 19–22 лет у мужчин результата в 40 повторений (33–46 раз), а у женщин – 44 (37–50). К 50–59 годам женщины отжимаются всего 15 раз (10–20 повторений).

Результаты в тесте в возрастном периоде от 6 до 10 лет статистически значимо улучшаются в возрастные периоды 6–7 и 8–10 лет у девочек и 6–8  лет у мальчиков, с темпами прироста соответственно 12,2 %, 12,01 %, 13,1 % и 8,04 %, 14,35 % (график 3Б). У юношей статистически значимо в период с 11 до 22 лет отличаются большими результатами 13-ти летние по сравнению с 12-ти летними, и 15-ти летние по сравнению с 14-ти летними при темпах прироста 9,35 и 5,72 %. У женщин в период с 11 до 16 лет результаты групп увеличиваются не значимо, но статистически значимо снижаются к 50–59 годам с 17 лет, с темпами прироста – -16,25 %, -33,33 %, -50,00 %, -33,33 %.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Увеличение силовых возможностей мужчин и женщин прекращается в 16 лет и без периода стабилизации с возрастающими темпами снижается. Такая динамика отражает недостаточное внимание к силовым нагрузкам в физическом воспитании в этот возрастной период, что не позволяет не только развить, но и сохранить достигнутый уровень подготовленности.
  2. Увеличение силовых способностей мышц плечевого пояса девочек останавливается в 10 лет, притом, что  согласно литературным данным сенситивный период для этих способностей в относительных величинах приходится на возраст  от 9 до 11 лет, а в абсолютных от 11—12 до 15—16 лет. Такая динамика отражает недостаточное внимание к развитию мышц плечевого пояса девочек и девушек, что нарушает принцип их гармоничного развития.
  3. Силовые способности мышц туловища населения республики не имеют гендерных отличий: результаты в тестах «поднимание туловища из положения лежа на спине» мужчин и женщин равны, что не согласуется с классическими физиологическими представлениями. Такая динамика на наш взгляд отражает недостаточное внимание к развитию мышц туловища мальчиков и юношей, что нарушает принцип их гармоничного развития.
  4. Социальные факторы закономерно вносят свой вклад в динамику физической подготовленности человека. Наглядным примером служит снижение уровня силовой подготовленности юношей и девушек в период с 17 до 22 лет. С одной стороны это является следствием повышения объема и интенсивности умственной нагрузки, вызванной экзаменами и учебой в высших учебных заведениях, что приводит к снижению физической; с другой – с самой организацией физкультурного образования в высших учебных заведениях.

 

1.           Попов, С.В. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников / С.В. Попов. – СПб.: Союз, 1997. – 253 с.

2.           Ростовцев, В.Н. Общая классификация здоровья / В.Н. Ростовцев // Проблемы формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях: тез. Докл. Междунар. Науч.-практ. Конф., Минск, 15–17 окт. 1997 г. / М-во спорта и туризма Республики Беларусь; Акад. Физ. воспитания и спорта Республики Беларусь. – Минск, 1997. – С. 194–195.

  1. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов – 3-е изд., доп. И перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 640 с.,
  2. Ананьев, В.А. Общая валеология: Конспекты лекций / В.А. Ананьев, Д.Н. Давиденко, В.П. Петленко; под ред. В.П. Петленко. – СПб.: Балт. Пед. Акад., 2000. – 163 с.
  3. Брехман, И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека / И.И. Брехман // Вопросы философии. – 1982. – № 2. – С. 52–53.
  4. Брехман, И.И. Валеология наука о здоровье / И.И. Брехман – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 207 с.
  5. Изуткин, Д.А. Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья: автореф. дис. … д-ра филос. Наук: 09.00.11 / Д.А. Изуткин. – Н Новгород, 2005. – 40 с.
  6. Изуткин, А.М. Социология медицины / А.М. Изуткин, В.П. Петленко, Г.И. Царегородцев. – Киев: Здоров’я, 1981. – 184 с.
  7. Ларионова, И.С. Здоровье как социальная ценность: автореф. дис. … д-ра философ. Наук: 09.01.11 / И.С. Ларионова. – М., 2007. – 38 с.
  8. Смирнов, И.Н. Здоровье человека как философская проблема / И.Н. Смирнов // Вопросы философии. – 1985. – № 7. – С. 81–93.

11.      Венедиктов, Д.Д. Системный подход к проблемам национального здоровья / Д.Д. Венедиктов // Вест. Рос. Акад. Мед. Наук. – 1998. – № 2. – С. 33–37.

12.      Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов. – 3-е изд., доп. И перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 640 с.

13.      Казначеев, В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В.П. Казначеев. – Л.: Медицина, 1980. – 207 с.

14.      Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 207 с.

  1. Реброва, О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О.Ю. Реброва. – М: МедиаСфера, 2002. – 312 с.
  2. Гланц, С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц. – М., 1998. – 495 с.
  3. Мерков, А.М. Санитарная статистика / А.М. Мерков, Л.Е. Поляков. – Ленинград: Медицина, 1974. – 380 с.

 

Публикации сотрудников отдела

Горячая линия

Номер телефона +375 17 327 72 56 (каждый четверг 9.00-15.00)

Партнеры