Перейти к основному содержанию

ВЗЯТЬ ИХ ОПЫТ ДЕШЕВЛЕ

В числе участников недавней Международной научно-практической конференции «II Европейские игры-2019: психолого-педагогические аспекты подготовки спортсменов» был и профессор кафедры истории и теории олимпийского спорта Национального университета физического воспитания и спорта Украины Владимир ПЛАТОНОВ, выступления которого всегда вызывают особый интерес у специалистов. Не стал исключением и его доклад «Система многолетней подготовки в современном олимпийском спорте», основные тезисы которого мы и предлагаем вниманию читателей «СП».

— Всегда с удовольствием приезжаю в Минск. То, что происходит в Беларуси в последние два десятилетия, не имеет аналогов в мире. Мы видим, как меняются ваши люди, их психология, как возрастает чувство национального патриотизма, как развивается промышленность. И я очень хочу, чтобы грядущие II Европейские игры стали демонстрацией тех огромных достижений, которых добилась ваша страна во всех сферах жизни и прежде всего — в консолидации общества, в образовании, культуре, в поддержке позитивных тенденций мировой культуры.

Крупнейшие спортивные события всегда играют значимую роль, если подкреплены успехами спортсменов. Трагедией для всего западного мира стали Олимпийские игры 1988 года. Это был период, когда олимпийское движение благодаря усилиям МОК и лично господина Самаранча стало исключительно мощным в финансовом и политическом отношении, завоевало видное место на мировом телевидении, привлекло внимание крупнейших компаний мира – лидеров в своих сферах. Кроме того, Игры открыли миру Корею, считавшуюся очень сложным регионом. С ней, ранее изолированной, стали заключать дипломатические отношения, что позволило всего за год вдвое увеличить внешнеторговый оборот.

Итоговый же медальный зачёт тогда с огромным отрывом выиграла команда Советского Союза. Второе место заняла сборная ГДР, третье – с большим отставанием США. Далее расположились Болгария, Венгрия, Румыния, тогда как  величайшие спортивные державы Великобритания, Япония оказались далеко позади. И это заставило Запад пересмотреть подходы к подготовке спортсменов. Многие государства стали вкладывать в неё огромные деньги. У них появилась мощная спортивная наука. И сегодня, по прошествии почти трёх десятков лет, в медальном зачёте в числе лидеров стран Восточной Европы не осталось. Италия же, Франция, Япония, Австралия, Канада, напротив, резко прибавили. Великобритания в 1996-м завоевала лишь одно «золото», в 2012-м – уже 29. Во многом их прогресс объяснялся интенсивным использованием потенциала восточноевропейской науки и практики. Если возьмём современную американскую систему по разным видам спорта, то увидим советские терминологию, подход к периодизации многолетней и годичной подготовки, те же физиологического, биохимического контроля. И это в стране, казалось, способной воспринимать только собственный опыт.

Во многом им, конечно, повезло. Во время распада СССР 2000 лучших специалистов разъехались по всему миру. Распались НИИ спорта в Москве, проблемные лаборатории, разорвалась связь поколений. И в Германии после объединения разрушили восточноевропейскую модель спорта, все имевшиеся институты, хотя изначально собирались использовать всё лучшее. Немецкие специалисты  вместе с закрытыми технологиями также подались в страны Запада. При этом тамошняя наука, получив огромные деньги, из сферы оздоровительного спорта, фундаментальных биологических, медицинских исследований переместилась в спорт. Блестяще оснащённые тренировочные центры с высокого уровня специалистами наработали огромный объём знаний, обобщающих технологий, теорий. Сегодня Международная ассоциация объединяет свыше ста таких центров, каких на территории Восточной Европы вообще нет. И если такие комплексы, как «Раубичи», «Стайки» хотят с ними конкурировать, они должны проникнуть в эту ассоциацию, где идёт обмен информацией, методами, специалистами и т.д. Взять их опыт намного дешевле, чем пытаться на остатках прежней системы наработать свой.

Устаревший стержень

В некоторых важнейших сферах мы вовсе безнадёжно отстали. Если взять методику развития двигательных качеств – координационных, скоростных, выносливости, гибкости, ловкости, то она на 30 процентов устарела и на 30 – просто ошибочна. И если не обновить подходы, мы никогда не догоним спортсменов из западных стран.

Многолетняя система подготовки – это тот стержень, на который нанизывается всё остальное. Российский, украинский, белорусский, казахский спорт развиваются по идентичным программам с критериями, характерными для 30 — 50-х годов прошлого века. С первых же лет занятий они ориентированы на спортивные достижения. Но если мы рассчитываем на достижения на Олимпийских играх, есть только один путь: поиск талантливых детей и максимальная реализация их природных задатков в оптимальном для этого возрасте. Решение же каких-то промежуточных задач полностью выжигает весь резерв. Это понимает весь цивилизованный мир. В Норвегии до 13 лет вообще запрещено заниматься спортом. Определить, в каком виде спортсмен может реализоваться, за счёт чего это сделает, какова будет модель его соревновательной деятельности, можно только после прохождения им пубертатного периода: в 13 — 15 лет у девочек и в 15 — 16 – у мальчиков. А у нас все программные документы уже в 9 — 10 лет направлены на ориентацию на спортивный результат.

Второй момент – вся система многолетней подготовки должна учитывать возрастные особенности, поскольку 9-летний ребёнок принципиально отличается от 11-летнего, а тот – от 14-летнего. Следующий вопрос – девочек нельзя тренировать так, как мальчиков, особенно в период полового созревания, когда они в шесть раз больше подвержены травмам.

Штучный подход

Если раньше спортивную карьеру завершали в среднем в 23 года и редко – в 25, то сегодня в велоспорте средний возраст элиты составляет 33 года, в плавании раньше девочки били мировые рекорды в 16 лет, сейчас – в 24, в гребле добрый десяток мировых звёзд перешагнул 40-летний рубеж. И эта появившаяся вторая стадия повлекла за собой немало проблем, в первую очередь социальных. Потому что, завершив карьеру в 23 года, люди успевали получить образование, устроить свою жизнь. А у 35 — 40-летних почти нет шансов адаптироваться к не связанным со спортом сферам деятельности. Отсюда проблемы — психологические и в семьях.  Поэтому параллельно должна идти и другая карьера, включающая сохранение здоровья, получение образования, последующее трудоустройство. Особенно для таких маленьких стран, как Беларусь, это исключительно важный вопрос. Когда появляется звезда, её можно культивировать на протяжении многих лет. Та же Домрачева к вам приехала никому не известной спортсменкой. Здесь добилась успехов. И по завершении карьеры она ещё не один год будет прославлять Беларусь. У многих титулованных спортсменов в этот период доходы даже возрастают, на них работает имя.

Поэтому так важно надолго сохранить талант, в 20 лет показавший выдающийся результат. Но как это сделать, вы нигде в литературе не найдёте. При том, что методика подготовки на последнем году первой стадии не имеет ничего общего с методикой на первом году второй фазы. Нагрузки там должны быть снижены на 30 — 40 процентов. Не сделав этого, можно за три года выжать из него всё. Это индивидуальный подход, широчайшее применение науки, новейших технологий, медицины.

Изменилась и система отбора. Если раньше для начальной подготовки отбирали порядка 30 — 40 тысяч, то сейчас достаточно 10 — 12 тысяч наиболее способных. И нужно постоянно сужать контингент. Потому что ни одно государство, за исключением Китая, не в состоянии финансировать подготовку огромного количества спортсменов в надежде, что кто-то из них «выстрелит». В США их в 10 раз меньше, но за счёт штучного подхода они добиваются куда лучших результатов. Считаю, это более правильный подход.

Елена ДАНИЛЬЧЕНКО, "Спортивная панорама"
Фото: Владимир НЕСТЕРОВИЧ