Перейти к основному содержанию

Лаборатория психологии спорта

 

ЧАРЫКОВА Инна Александровна
кандидат медицинских наук (РФ), заведующий лабораторией

e-mail: charikova@medsport.by
inna110564@yandex.ru

 

Сотрудники лаборатории:

Филипович Людмила Викторовна, старший научный сотрудник
Рамза Анастасия Георгиевна, старший научный сотрудник
Булынко Екатерина Сергеевна, научный сотрудник
Мухамова Алина Андреевна, научный сотрудник

Вербицкая Ирина Сергеевнамладший научный сотрудник
Степанова 
Елена Михайловна, младший  научный сотрудник

Зенюк Мария Владимировна, младший  научный сотрудник
Ошеров Сергей Леонидович, младший  научный сотрудник (0,5)
Лабус Виктория Николаевна, младший  научный сотрудник (0,25)
Конон Ирина Владимировна, научный сотрудник (0,25)
Свирко (Скрипка) Екатерина Федоровна, младший  научный сотрудник (д/о)

Адрес: ул. Нарочанская, 8 кабинет 601-604, 609-12
Тел (+375 17)  308 10 55
+375 17 308 10 62
+375 17 308 10 63
 

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ

Биологическая обратная связь

Зачем это нужно:

При подготовке спортсменов высокой квалификации на первое место выходят вопросы готовности к предстоящему старту и степени психологической надежности как во время соревнований, так и во время 

подготовки к ним.

Интегральным свойством психики, характеризующим психологическую надежность спортсмена, является психоэмоциональная устойчивость, т.е. способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.

А раз это способность, значит, ее можно и нужно развивать. В психологии спорта существуют различные способы и приемы развития психоэмоциональной устойчивости, однако в нашем центре особое внимание уделяется исследованию инновационных технологий на основе метода биологической обратной связи (БОС).

Суть метода:

Спортсмену с помощью внешней обратной связи, организованной при помощи компьютера, подается информация о состоянии тех или иных физиологических процессов, в виде визуальных и аудиальных образов, что позволяет формировать навык контроля физиологических параметров и закреплять эти навыки с тем, чтобы в дальнейшем использовать их во время стресса на соревнованиях.

Таким образом мы говорим о механизмах саморегуляции психоэмоционального состояния, причем акцент делается не на абстрактных понятиях, а на материальном субстрате, например снижение сердечного ритма при чрезмерном 

 

волнении перед соревнованиями.

Опыт использования:

Данный метод подготовки спортсменов широко известен за рубежом, хорошо себя зарекомендовал не только среди одиночных видов спорта, но и с успехом применяется среди игровых видо

в, таких как футбол, хоккей. В нашей стране опыт применения данной технологии достаточно ограничен, однако на сегодняшний день идет активное внедрение метода БОС на базе РНПЦ спорта в практику подготовки спортсменов. К примеру, в 2015 на этапе апробации было проведено 25 обучающих сеансов, а в 2019 уже 810. Мы видим не только положительную динамику роста объема коррекционных процедур на основе технологий БОС, но и получаем позитивные отклики как от самих спортсменов, так и от тренерского состава.

Перспективы применения:

Одним из  важнейших аспектов подготовки спортсменов высокого является  диагностика уровня психоэмоциональной устойчивости и прогнозирование надежности выступлений. В нашей лаборатории на основе метода БОС разработана диагностическая программа, позволяющая достаточно точно определять вероятность психоэмоциональных срывов и заблаговременно 

применять коррекционные мероприятия. В настоящее время данная программа проходит апробацию в различных видах спорта.

Аппаратно-программный комплекс «НС–ПсихоТест»

Зачем это нужно:

В настоящее время нагрузки в спорте существенно увеличились в связи со значительно возросшим уровнем спортивных результатов и обострившейся конкуренцией на Олимпийских играх, чемпионатах мира и других важнейших международных соревнованиях. Современная система подготовки спортсменов включает в себя целый комплекс мероприятий, целью которых является достижение максимального результата и его сохранение. Одной из важнейших проблем спортивной подготовки является определение состояния спортсмена, т.е. проблема диагностирования различных сторон его подготовленности.

Суть метода:

Для изучение психофизиологических показателей спортсменов  используется аппаратно-программный комплекс «НС-Психотест». «НС-Психотест» включает в себя множество разнообразных психологических и психофизиологических методик, которые позволяют реализовать многоуровневый подход в решении практических задач диагностики. Психофизиологическая диагностика направлена на выявление индивидуальных особенностей протекания нервных и психических процессов на момент измерения. Психофизиология – это наука, изучающая физиологические основы функционирования психики, взаимосвязь между нервными и психическими процессами, происходящими в организме человека.

Опыт использования:

Данный метод изучения психофизиологических показателей спортсменов широко известен за рубежом, хорошо себя зарекомендовал не только среди циклических, скоростно-силовых, сложнокоординационных, многоборья, единоборств, но и в игровых видов спорта. Используемые методики относительно недорогие и нетрудоемкие. Позволяют осуществлять комплексность исследования, так как успешность в спорте – результат взаимодействия множества психофизиологических факторов. Аппаратные методы психофизиологического тестирования (в отличие от психологических тестов) объективно оценивают состояние спортсменов и позволяют оценить протекание процессов адаптации организма к тренировочной нагрузке. Позволяют обследовать большое количество спортсменов и получать информацию о текущем состоянии в кратчайшие сроки.  Большинство операций, связанных с тестированием, автоматизированы, что расширяет круг возможных потребителей.

 

Оперативная диагностика психофизиологического состояния спортсменов позволяет:

  1. Осуществлять психофизиологическое прогнозирование с учётом типологических особенностей свойств нервной системы.
  2. Оценивать протекания процессов адаптации к физическим нагрузкам.
  3. Индивидуализировать тренировочный процесс с учетом психофизиологических особенностей спортсмена.
  4. Осуществлять подбор и использовать специфические средства  психологической коррекции для полноценного восстановления функционального состояния организма.

Стабилоанализатор компьютерный с биологической обратной связью «Стабилан-01-2»

Суть метода:

Стабилометрия – это широкий спектр методических приемов, позволяющих измерять координаты центра давления, создаваемого человеком на плоскость опоры, для количественной оценки двигательных возможностей и создания биологической обратной связи по опорной реакции.

Опыт использования:

В лаборатории психологии спорта разработаны и успешно применяются методики индивидуального развития координационных возможностей и межмышечной координации.

Для получения видимых результатов необходимо пройти не менее 10 занятий на стабилоплатформе.

Обучение и развитие на основе стабилографических технологий направлены:

  • На совершенство управления спортсменами отдельными мышечными группами;
  • На формирование правильной начальной позы в соответствии с требованиями спортивной специализации;
  • На формирование адекватного сохранения равновесия после воздействий и т.п.

При проведении углубленного комплексного обследования используются следующие методики:

  • Тест Ромберга позволяет определить устойчивость тела спортсмена и дает количественную оценку этой устойчивости;
  • Тест «Мишень» позволяет оценивать мобилизационные возможности спортсмена.
  • Тест с эвольвентой позволяет оценить качество следящего движения и координационные возможности человека..

Психофизиологическая антистрессовая система

Сенсориум Кресло «Вибросаунд»

Зачем это нужно:

 Психофизиологическая антистрессовая система предназначена для проведения аудиовизуальной вибротактильной стимуляции (АВВС), которая эффективно применяется для повышения концентрации внимания, сосредоточенности, 

стимуляции воли к победе в ходе спортивных соревнований, а также для улучшения пиковой работоспособности за счет вскрытия резервов, 

контролируемых деятельностью вегетативной нервной системы.

Суть метода:

Аудиовизуальная вибротактильная стимуляция (АВВС) – это метод, основанный на феномене усвоения ритма, что позволяет гибко моделировать работу мозга. Традиционная АВВС основывается на синхронизации слабых сенсорных световых, звуковых и вибротактильных воздействий в различных диапазонах (от 2 до 110 Гц) биоэлектрической активности коры головного мозга человека.

Одновременная мультимодальная стимуляция с изменяющейся частотой прерывистых воздействий вызывает синхронизацию работы ранее не связанных источников спонтанной ритмики головного мозга, выявляет осцилляторы с повышенной резонансной активностью, осуществляет переупорядочивание корковых нейронных сетей, тем самым ликвидирует очаги застойного возбуждения в мозге, а за счет вибротактильных сигналов, имеет положительные соматические эффекты. Последние обусловлены улучшением периферического кровообращения и разрушением имеющихся очагов напряжения (миокинетических моделей).

Воздействие на ЦНС производится по трем каналам стимуляции.

Через зрительный канал – светодиодная стимуляция,

через слуховой – бинауральная,

через тактильное восприятие – вибротактильная стимуляция.

Опыт использования:

В результате многочисленных исследований психофизиологами установлено, что при одновременной синхронной зрительной и слуховой стимуляции, наряду с передачей через тело человека 

акустических волн низких частот (вибротактильная стимуляция), на фоне специально подобранных музыкальных произведений достигается эффект быстрого успокоения, а также глубокой мышечной и умственной релаксации. Запатентованная технология «VibraSound» посредством вибропреобразователей, с помощью специального контроля импеданса, позволяет вибрациям проникать в тело, обеспечивая захватывающую гамму переживаний, освобождающих человека от психоэмоционального напряжения, потенциирующих творческие возможности, восстанавливающих душевное равновесие.

 

Аудиовизуальный комплекс «ДисНет»

Зачем это нужно:

АВК используется для

- снижение уровней психоэмоционального стресса

- снижение уровня тревоги

- эффективного восстановления

- улучшения внимания и эффективности переработки информации

- повышение иммунитета

- повышение общей устойчивости к стрессу

Суть метода:

Аудиовизуальный комплекс и является эффективным средством воздействия на психоэмоциональное состояние человека индивидуального или коллективного применения. Комплекс состоит из компьютерной системы, к которой подключаются датчики контроля состояния пациента, контроллеры для управления световым оборудованием, качественной аудио-, видео- аппаратуры,.

В состав программно-методического обеспечения входят сеансы аудиотерапии, цветотерапии, аутогенные и видео сеансы. Вся база сеансов хранится, редактируется и воспроизводится на компьютере. Видео-поток с компьютера разделяется на 2 устройства воспроизведения: видеоустройство психолога (монитор) и видео-устройство пациента (LCD-панель, проектор, монитор, и т.д.) Есть возможность редактирования базы сеансов, есть средства администрирования, протоколирования пройденных сеансов и тестов, для статистической обработки полученные результаты можно экспортировать в MS Excel, Word. Есть возможность объединять аудио и видео фрагменты для создания новых сеансов, имеются свои средства кодирования-декодированния сеансов для защиты от несанкционированного копирования.

  • Опыт использования:
  • рекомендуемые аудиовизуальные произведения и методики (аутогенной саморегуляции, аудиовизуального воздействия, музыкального сопровождения и музыкотерапии) позволяют нормализовать психорегуляторные спортсменов при возникновении нарушений функционального состояния и психосоматических заболеваниях, увеличивают резервные возможности организма и способствуют повышению работоспособности в процессе ответственной и напряженной деятельности спортсменов
  • ; методики, реализованные в аппаратно-программном комплексе, не имеют противопоказаний;
  • разработанные методы и подходы к восстановлению функционального состояния спортсменов в процессе тренировочной и соревновательной  деятельности позволяют повысить устойчивость к стрессу и помехоустойчивость, снизить эмоциональную реактивность, улучшить психическую регуляцию межполушарных взаимоотношений головного мозга;
  • созданный аппаратно-программный комплекс оптимизирует деятельность психолога при осуществлении дифференцированой психодиагностики и дальнейшей психокоррекции, позволяет более эффективно проводить групповые занятия по освоению методики аутогенной тренировки и применять другие методики коррегирующего воздействия;
  • методики и программное обеспечение АВК прошло широкую апробацию и может быть рекомендовано большому кругу психологов и психотерапевтов;
  • предлагаемые методики воздействия и разработанный аппаратно-программный комплекс позволяет использовать их в сочетании с другими реабилитационно-восстановительными мероприятиями и значительно усиливает эффект их применения.

Комплекс объективного психологического анализа и тестирования "Эгоскоп"

Суть метода:

Эгоскопия (лат. ego «я» + греч. skopeo «исследовать») - новый эффективный метод объективизации психологического и психофизиологического тестирования и анализа полученных результатов. Метод предполагает проведение психодиагностических исследований на сенсорном мониторе-планшете с контролем в процессе тестирования динамики физиологических показателей и моторики руки испытуемого для дополнительной объективизации результатов исследований, и обеспечивает синхронное автодокументирование процесса тестирования и всех регистрируемых показателей для дальнейшего совместного анализа. 

Опыт использования:

Такой подход интегрирует и наполняет новым содержанием все известные ранее психологические и психофизиологические методы путем включения в них эмоционально-оценочной шкалы, которая позволяет объективно дифференцировать индивидуальную значимость стимулов по степени экспрессии и смысло-эмоциональной согласованности ментальной, вегетативной и графической составляющих, синхронно регистрируемых в процессе экспериментальной микромодельной деятельности человека.

 

 

                   ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В СПОРТЕ

На базе РНПЦ спорта в лаборатории психологии спорта проводится психофизиологическая диагностика детей и подростков с использованием специализированного оборудования. Диагностика направлена на выявление индивидуальных особенностей нервной системы, психомоторных качеств, координационных способностей и уровня общего психического развития с целью определения предрасположенности ребенка к различным видам спорта. Диагностическое обследование проводится на платной основе.

Перечень процедур психофизиологического обследования

Возможны изменения! По вопросам прейскуранта обращаться в лабораторию психологии спорта по тел.: +375 (17) 308 10 63

 

 

Психофизиологический комплекс для тренинга с биологической обратной связью (БОС) «Реакор» предназначен для функционального биоуправления и диагностики состояния вегетативной нервной системы на основе анализа физиологических показателей (ЧСС, КГР, ЭЭГ, ЭМГ).

Компьютерное биоуправление или Биологическая обратная связь (БОС или англ. вариант biofeedback; «адаптивное» или «функциональное биоуправление») – это современный и уникальный метод развития, направленный на активизацию внутренних резервов организма с целью совершенствования физиологических навыков и психических функций человека (то есть развитие навыков саморегуляции личности).

Возможности функционального биоуправления, которые реализуются при помощи комплекса «РЕАКОР», следующие:

  • восстановления функций физиологическихсистем и психических функций организма немедикаментознымиметодоми
  • оптимизация эмоциональной сферы, повышение адаптационных возможностей, обучение навыкам стрессоустойчивости (саморегуляции)и аутотренинга;
  • специальная психофизиологическая подготовка и формирование эмоциональной устойчивости лиц, профессионально связанных с риском, высокой ответственностью и нагрузками – спортсменов, сотрудников силовых структур, работников транспорта, операторов, руководителей – и всех желающих!

 

Процедура обучения навыкам саморегуляции при помощи психофизиологического комплекса «РЕАКОР» занимает не больше 20 минут за один сеанс. Закрепление этого навыка осуществляется по прохождению минимум 10-15 сеансов. Сеансы проводятся с минимальным перерывом – не больше трех дней. На каждом сеансе при помощи специальных датчиков идет регистрация психофизиологического состояния – исходный фон, этапы обучения и отдыха, а также регистрация итогового фона.

На каждом из этапов сеанса можно проследить, насколько успешно происходит овладение навыками саморегуляции – что получалось, а что требует дополнительного совершенствования. Все это позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому спортсмену, а также способствует повышению стрессоустойчивости и достижению максимального результата!

 

Приглашаем всех желающих и заинтересовавшихся БОС-технологиями! 

Контакты: 

г. Минск, ул. Нарочанская, 8

каб. 610 – Кабинет БОС-технологий

 

ПУБЛИКАЦИИ ЛАБОРАТОРИИ:

  1. Булынко, Е. С. Анализ опыта применения биологической обратной связи в преодолении непродуктивных эмоциональных состояний в спорте / Е. С. Булынко // Психология глазами студентов : материалы XV ежегодной науч. конф. фак. философии и соц. Наук с междунар. Участием. В 2 ч. Ч.1 / под ред. А. С. Солодухо, Г. А. Фофановой. – Минск: БГУ, 2018. – С. 19-20.
  2. Булынко, Е. С. Психофизиологическая реакция организма на нагрузку как метод изучения стрессового состояния спортсмена / Е. С. Булынко, Д. Н. Цвирко.  // Ценности, традиции и новации современного спорта : материалы Междунар. науч. конгр., 18-20 апр. 2018 г. : в 2 ч. / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Нац. олимп. ком. Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры ; [редкол.: С. Б. Репкин и др.]. – Минск, 2018. – Ч. 1. – С. 48-49.
  3. Булынко, Е.С. Применение метода биологической обратной связи в психологической подготовке спортсменов различных стран / Е. С. Булынко // 75-ая конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета [Электронный ресурс] : материалы конф. В 3 ч. Ч. 2, Минск, 14-23 мая 2018 / Белорус. гос. Ун-т, Гл. упр. науки ; редкол.: В. Г.  Сафонов [ и др.]. – Минск : БГУ, 2018. – С. 486-488.
  4. Булынко, Е.С. Особенности эмоционального состояния спортсменок игровых видов спорта в соревновательном периоде / Е.С. Булынко // Международный научно-теоретический журнал «Прикладная спортивная наука». – 2016. - №1 (3). – С.4-9.
  5. Чарыкова, И. А.,  Аналитический обзор зарубежных научных публикаций на тему применения БОС в спорте / И. А. Чарыкова, А. Г. Рамза, Я. Л. Сороколит. Е. С. Булынко, А. А. Мухамова // Международный научно-практический журнал «Прикладная психология». – 2017. – №2 (6). – С. 105-116.
  6. Стаценко, Е.А. Уровень тревожности у спортсменов разного пола и разных видов спорта / Е.А. Стаценко, Х. Варди, И.В. Глебова, М.А. Саркисян, И.А. Чарыкова, Д.Н. Цвирко // Спортивная медицина: наука и спорт. – 2018. – Т. 8. № 1. – С. 55-58.
  7. Варди, Х., Сравнительный анализ методик тревожности у спортсменов / Х. Варди, Е.А. Стаценко, И.А. Чарыкова, Д.Н. Цвирко, И.М. Лятин, А.А. Чумакова, А.С. Кулагин // Спортивная медицина: наука и спорт. – 2018. – Т. 8. № 1. – С. 63-69.
  8. Стаценко, Е.А. Изучение структуры тревожности у профессиональных спортсменов / Е.А. Стаценко, Х. Варди, И.В. Глебова, М.А. Саркисян, А.Г. Пономарёва, И.А. Чарыкова, Д.Н. Цвирко, Л.А. Калинкин, Л.В. Кутняхова, Т.А. Доценко, М.Е. Бендецкая // Спортивная медицина: наука и спорт. – 2018. – Т. 8. № 2. – С. 62-68.
  9. Цвирко, Д.Н. Возможности использования психофизиологических показателей в спорте / Д.Н. Цвирко, П.М. Прилуцкий // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму материалы ХIV Международной научной сессии по итогам НИР за 2015 год: в 3-х частях. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Белорусский государственный университет физической культуры. – 2016. – С. 331-335.
  10. Цвирко, Д.Н. Психофизиологический контроль в тренировочном процессе (на примере конькобежного спорта) / Д.Н. Цвирко // Прикладная спортивная наука. – 2015. – №2. – С. 48-52.
  11. Жур, К.В. Ассоциация ряда полиморфизмов генов нейромедиаторных систем с психофизиологическкими характеристиками спортсменов / К.В. Жур, И.Б. Моссэ, А.В. Кильчевский, Л.В. Кухтинская, И.А. Чарыкова // Молекулярная и прикладная генетика. – 2019. – Т. 26. – С. 136-144.
  12. Варди, Х. Методы оценки уровня тревожности у спортсменов / Х. Варди, Е.А. Стаценко, М.А. Саркисян, И.А. Чарыкова, А.И. Чумакова, А.А. Чумакова // Актуальные проблемы в области физической культуры и спорта. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием, посвящённой 85-летию ФГБУ СПбНИИФК. В 2-х томах. – 2018. – С. 23-26.
  13. Варди, Х. Выявление и коррекция повышенного уровня тревожности у спортсменов / Х. Варди, Е.А. Стаценко, И.А. Чарыкова, А.А. Чумакова, А.С. Кулагин // Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта. Материалы Международного научно-практического конгресса посвящённого 100-летию ГЦОЛИФК. Под общ.ред. Ю.В. Байковского, В.А. Москвина, В.Ф. Сопова. – 2018. – С. 190-194.
  14. Моссэ, И.Б. Ассоциация полиморфных вариантов генов со стрессоустойчивостью человека / И.Б. Моссэ, П.М. Морозик, И.А. Чарыкова, Л.В. Кухтинская, П.В. Евлеева // Сахаровские чтения 2018 года: экологические проблемы ХХI века материалы 18-й международной научной конференции. Под общей редакцией С.А. Маскевича, С.С. Позняка. – 2018. – С. 195-197.
  15. Чарыкова, И.А. Психолого-педагогические основы многолетней подготовки спортсменов / И.А. Чарыкова, Л.В. Филипович // Прикладная спортивная наука. – 2018. – №2 (8). – С. 57-65.
  16. Захаревич, А.Л. Популяризация физической культуры и спорта путём проведения масштабного спортивного праздника / А.Л. Захаревич, И.А. Чарыкова, А.С. Кузикевич, Д.С. Пфейфер // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы VI Международного научно-практической конференции, посвящённой 55-летию Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. Ответственный редактор Ю.Ю Шурыгина. – 2017. – С. 132-133
  17. Чарыкова, И.А. Особенности нейрофизиологических показателей спортсменов резерва национальных команд в единоборствах (на примере самбо и дзюдо) / И.А. Чарыкова, А.Г. Рамза, Я.Л. Сороколит // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Материалы ХIV Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 181-184.
  18. Чарыкова, И.А. Сравнительный анализ нейрофизиологических качеств представителей национальной команды и ближайшего резерва по биатлону / И.А. Чарыкова, Е.А. Пастак, Е.Ф. Свирко // Прикладная спортивная наука. – 2016. – №2 (4). – С. 51-58.
  19. Чарыкова, И.А. Использование показателей психофизиологического тестирования спортсменов для определения эффективности применения фитопрепаратов разнонаправленного действия, влияющих на функциональное состояние ЦНС / И.А. Чарыкова, Н.А. Парамонова, С.С. Стаценко // Прикладная спортивная наука. – 2015. – №1. – С. 47-52.
  20. Филипович, Л,В. Модель психофизиологической готовности спортсменов к соревнованиям (на примере дзюдо) / Л.В. Филипович, И.А. Чарыкова // Прикладная спортивная наука. – 2015. – №2. – С. 43-48.
  21. Стаценко, Е.А. Психофизиологические критерии перетренированности у спортсменов / Е.А. Стаценко, И.А. Чарыкова // Вопрсы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2010. – №2. – С. 50-54.
  22. Стаценко, Е.А. Информативность показателей психофизиологического состояния и гормонального статуса в контроле физических нагрузок при тренировках пловцов / Е.А. Стаценко, И.А. Чарыкова, Н.А. Парамонова // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. – 2009. – №3. – С. 27-30.
  23. Стаценко, Е.А. Применение психостимулирующих средств из группы метилксантинов с целью коррекции состояния спортсменов / Е.А. Стаценко, И.А. Чарыкова, Д.В. Руммо // Медицинский журнал. – 2009. – №4 (30). – С. 101-103.
  24. Чарыкова, И.А. Анализ особенностей сенсомоторного реагирования в условиях адаптации физической активности разной направленности / И.А. Чарыкова, Е.А. Стаценко, Н.А. Парамонова // Медицинский журнал. – 2009. – №4 (30). – С. 119-121.
  25. Цвирко, Д.Н. Управление тренировочным процессом в соревновательном периоде подготовки на примере игровых видов спорта» БГЭУ к X Международному экономическому форуму молодых ученых / Д.Н. Цвирко // Экономика глазами молодых: материалы Х Международного экономического форума молодых учёных (Минск, 22-24 сентября 2017г.) редкол.: Г.А. Королёнок. – Минск : БГАТУ, 2017. – С. 230-234.
  26. Цвирко Д.Н. «Использование психофизиологических показателей в футболе» / Д.Н. Цвирко, А.И. Шлойдо // «Ценности, традиции и новации в современном спорте» :  Международный научный конгресс, 18-20 04.2018 г. : в 2 ч. / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Нац. олимп. ком. Респ. Беларусь, Беларус. гос. ун-т физ. Культуры ; [ред. кол.: С. Б. Репкин и др.]. – Минск, 2018.– Ч. 1. – С. 238-239.
  27. Рамза, А.Г. Влияние функционального состояния ЦНС на координационные способности спортсменов на примере представителей ведущих хоккейных клубов Беларуси / А.Г. Рамза, Я.Л. Сороколит, В.Э. Занковец // Вестник спортивной науки. – 2016. – № 2. – С. 55–60.
  28. Чарыкова, И.А. Возможности психологической диагностики и направления деятельности лаборатории психологии спорта РНПЦ спорта / И.А. Чарыкова // Материалы Международной научно-практической конференции «Социальное знание и проблемы социального развития белорусского общества в условиях глобализации», г. Минск, 16–17 ноября 2017 г. / Институт социологии Национальной академии наук Беларуси; ред. кол. : И.В. Котляров (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2017. – С. 372–375.
  29. Цвирко, Д.Н. Влияние занятий единоборствами на психоэмоциональное состояние студентов / Д.Н. Цвирко, А.А. Журко // Материалы Республиканской Научно-практической конференции «Управление в сфере физической культуры и спорта: педагогический, экономический, правовой, социальный и медико-биологический аспекты (Минск, 2 февраля 2018г.). – Минск : АУпПРБ, 2018. – С. 45-48.
  30. Чарыкова, И.А. Психологическое обеспечение подготовки спортивного резерва Республики Беларусь по группам видов спорта: практ. пособие / И.А. Чарыкова, Л.В. Филипович, А.Г. Рамза, Н.Н. Ефремова, Я.Л. Сороколит, Д.Н. Цвирко. – Минск: БГУФК, 2018. – 43 с.
  31. Чарыкова, И.А. Методы обследования спортсменов в лаборатории психологии спорта: практ. пособие / И.А. Чарыкова, Л.В. Филипович, А.Г. Рамза, Я.Л. Сороколит, Д.Н. Цвирко, Е.А. Пастак, Е.Ф. Свирко, Е.С. Булынко, А.А. Мухамова. – Минск: РНПЦ спорта, 2017. – 64 с.
  32. Чарыкова, И.А. Психологическая модель спортивного резерва различных групп видов спорта для управления тренировочным процессом: практ. пособие / И.А. Чарыкова, Л.В. Филипович, А.Г. Рамза, Я.Л. Сороколит, Д.Н. Цвирко, Е.С. Булынко, Е.А. Пастак, Е.Ф.Свирко. –  Минск : РНПЦ спорта, 2017. – 64 с.
  33. Чарыкова, И.А. Модельные характеристики психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов различных групп видов спорта для управления учебно-тренировочным процессом : практ. пособие /  И.А. Чарыкова, Л.В. Филипович, А.Г. Рамза, Я.Л. Сороколит, Д.Н.Цвирко, Е.С. Булынко, Е.А. Пастак, Е.Ф.Свирко. – Минск : РНПЦ спорта, 2017. – 68 с.
  34. Чарыкова, Л.В. Методы коррекции состояния опорно- двигательного аппарата с целью предотвращения возникновения первичных травм по данным контроля психоэмоционального состояния спортсменов: практ. пособие / И.А. Чарыкова, Л.В. Филипович, О.В. Маслов, Н.П. Гулевич, А.С. Ясюкевич, П.Г. Муха. – Минск: РНПЦ спорта,2018. – 40 с.

Горячая линия

Номер телефона +375 17 308 10 66 (каждый четверг 9.00-15.00)

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ

Партнеры