Перейти к основному содержанию

Лаборатория психологии спорта

 

Заведующий лабораторией

АЛЕКСАНДРОВИЧ Александр Петрович
кандидат психологических наук

 

ул. Нарочанская, 8, кабинет 602, телефон (+375 17)  308 10 55 (внутр. 540)
e-mail: sport_ps@medsport.by

 

 

Учебно-программная документация

Сотрудники лаборатории:

Булынко Екатерина Сергеевна старший научный сотрудниккабинет 611 (кабинет БОС-технологий)
Мухамова Алина Андреевна научный сотрудник
кабинет 609, телефон (+375 17)  308 10 63 (внутр. 542)
Свирко Екатерина Федоровна научный сотрудник
кабинет 610 
Степанова Елена Михайловна младший  научный сотрудник
кабинет 603, телефон (+375 17)  308 10 62 (внутр. 541)
Бондарь Юрий Евгеньевич младший  научный сотрудник
кабинет 601, 610
Гайдыш Анастасия Александровна младший  научный сотрудник
кабинет 601, 609
Власова Ольга Сергеевна младший  научный сотрудник
Зыбина Полина Юрьевна младший  научный сотрудник
кабинет 601, 609
Шингель Александр Леонидович ведущий научный сотрудник
Сикорский Анатолий Викторович канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник 0,25
Левчук Лариса Ивановна лаборант 0,25

Информацию о стоимости и порядке предоставления платных услуг можно получить по тел.: 308 10 55, 308 10 62, 308 10 63

Прейскурант на прочие услуги, оказываемые гражданам РБ (НАУКА)>>>
Прейскурант на прочие услуги, оказываемые иностр гражданам (НАУКА)>>>

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ

Аппаратно-программный комплекс «НС–ПсихоТест»

Зачем это нужно:
В настоящее время нагрузки в спорте существенно увеличились в связи со значительно возросшим уровнем спортивных результатов и обострившейся конкуренцией на Олимпийских играх, чемпионатах мира и других важнейших международных соревнованиях. Современная система подготовки спортсменов включает в себя целый комплекс мероприятий, целью которых является достижение максимального результата и его сохранение. Одной из важнейших проблем спортивной подготовки является определение состояния спортсмена, т.е. проблема диагностирования различных сторон его подготовленности.

Суть метода:
Для изучение психофизиологических показателей спортсменов  используется аппаратно-программный комплекс «НС-Психотест». «НС-Психотест» включает в себя множество разнообразных психологических и психофизиологических методик, которые позволяют реализовать многоуровневый подход в решении практических задач диагностики. Психофизиологическая диагностика направлена на выявление индивидуальных особенностей протекания нервных и психических процессов на момент измерения. 

Психофизиология – это наука, изучающая физиологические основы функционирования психики, взаимосвязь между нервными и

психическими процессами, происходящими в организме человека.

Опыт использования:
Данный метод изучения психофизиологических показателей спортсменов широко известен за рубежом, хорошо себя зарекомендовал не только среди циклических, скоростно-силовых, сложнокоординационных, многоборья, единоборств, но и в игровых видов спорта. Используемые методики относительно недорогие и нетрудоемкие. Позволяют осуществлять комплексность исследования, так как успешность в спорте – результат взаимодействия множества психофизиологических факторов. Аппаратные методы психофизиологического тестирования (в отличие от психологических тестов) объективно оценивают состояние спортсменов и позволяют оценить протекание процессов адаптации организма к тренировочной нагрузке. Позволяют обследовать большое количество спортсменов и получать информацию о текущем состоянии в кратчайшие сроки.  Большинство операций, связанных с тестированием, автоматизированы, что расширяет круг возможных потребителей.

Оперативная диагностика психофизиологического состояния спортсменов позволяет:

 Осуществлять психофизиологическое прогнозирование с учётом типологических особенностей свойств нервной системы.
 Оценивать протекания процессов адаптации к физическим нагрузкам.
 Индивидуализировать тренировочный процесс с учетом психофизиологических особенностей спортсмена.
 
При прохождении углубленного комплексного обследования используются следующие психофизиологические методики:
  • Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР) – элементарный вид произвольной реакции спортсмена на зрительный стимул. 
  • Реакция различения -разновидность сложной зрительно-моторной реакции, которая харакетеризуется скоростью выполнения, стабильностью моторного (мышечного) и зрительного реагирования и точностью. 
  • Реакция на движущийся объект (РДО) – это разновидность сенсомоторной реакции, которая позволяет измерить уравновешенность нервных процессов – степень сбалансированности процессов возбуждения и торможения по силе, а также способность пространственно-временного предвидения.
  • Внимание спортсмена – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Исследуется устойчивость и концентрация внимания.
  • Помехоустойчивость спортсмена – это характеристика внимания, отражающая способность спортсмена сопротивляться воздействию фоновых признаков (помех) при восприятии какого-либо объекта. При высокой помехоустойчивости спортсмен способен в течение длительного времени концентрировать внимание на необходимом объекте и выполнять заданную деятельность независимо от окружающих условий.

Стабилоанализатор компьютерный с биологической обратной связью «Стабилан-01-2»

Стабилометрия – это широкий спектр методических приемов, позволяющих измерять координаты центра давления, создаваемого человеком на плоскость опоры, для количественной оценки двигательных возможностей и создания биологической обратной связи по опорной реакции. 
Стабилометрический контроль 
в рамках комплексного обследования позволяет:
• своевременно оценивать функциональную подго-товленность; 
• проводить коррекцию тренировочного процесса и реабилитационных мероприятий;
• адекватно анализировать уровень технического мастерства;
• разрабатывать современные технологии спортивной тренировки и развития двигательных качеств.
При проведении углубленного комплексного обследования используются следующие методики:
Тест Ромберга позволяет определить устойчивость тела спортсмена и дает количественную оценку этой устойчивости;
Тест «Мишень» позволяет оценивать мобилизационные возможности спортсмена.
Тест с эвольвентой позволяет оценить качество следящего движения и координационные возможности человека..
В лаборатории психологии спорта разработаны и успешно применяются методики индивидуального развития координационных возможностей и межмышечной координации.
Для получения видимых результатов необходимо пройти не менее 10 занятий на стабилоплатформе.
Обучение и развитие на основе стабилографических технологий направлены:
На совершенство управления спортсменами отдельными мышечными группами;
На формирование правильной начальной позы в соответствии с требованиями спортивной специализации;
На формирование адекватного сохранения равновесия после воздействий и т.п.

Психофизиологическая антистрессовая система
Сенсориум Кресло «Вибросаунд»

 Система представляет собой интеллектуальный инструмент с элементами виртуальной реальности для быстрого и нетравматического доступа к уровням подсознания. Быстро и эффективно способствует возникновению  состояния релаксации и приподнятого эмоционального настроения. 
 
В результате многочисленных исследований психофизиологами установлено, что при одновременной синхронной зрительной и слуховой стимуляции, наряду с передачей через тело человека акустических волн низких частот (вибротактильная стимуляция), на фоне специально подобранных музыкальных произведений достигается эффект быстрого успокоения, а также глубокой мышечной и умственной релаксации. Запатентованная технология «VibraSound» посредством вибропреобразователей, с помощью специального контроля импеданса, позволяет вибрациям проникать в тело, обеспечивая захватывающую гамму переживаний, освобождающих человека от психоэмоционального напряжения, потенциирующих творческие возможности, восстанавливающих душевное равновесие.
 
Воздействие на ЦНС производится по трем каналам стимуляции. 
Через зрительный канал – светодиодная стимуляция, 
через слуховой – бинауральная, 
через тактильное восприятие – вибротактильная стимуляция.

 

Аудиовизуальный комплекс «ДисНет»

 

Аудиовизуальный комплекс «ДисНет» создан для проведения сеансов психологической разгрузки и мобилизации, а также для контроля текущего психологического состояния человека. АВК «ДисНет» является современным и эффективным средством воздействия на психоэмоциональное состояние человека индивидуального или коллективного применения. 
В состав программно-методического обеспечения входят сеансы аудиотерапии, цветотерапии, аутогенные и видеосеансы. 
Аудиовизуальные произведения и методики (аутогенной саморегуляции, аудиовизуального воздействия, музыкального сопровождения и музыкотерапии) позволяют нормализовать психорегуляторные возможности человека, увеличивают резервные возможности организма и способствуют повышению работоспособности, а также позволяют повысить устойчивость к стрессу и помехоустойчивость, снизить эмоциональную реактивность, улучшить психическую регуляцию межполушарных взаимоотношений головного мозга.

Комплекс объективного психологического анализа и тестирования "Эгоскоп"

Суть метода:

Эгоскопия (лат. ego «я» + греч. skopeo «исследовать») - новый эффективный метод объективизации психологического и психофизиологического тестирования и анализа полученных результатов. Метод предполагает проведение психодиагностических исследований на сенсорном мониторе-планшете с контролем в процессе тестирования динамики физиологических показателей и моторики руки испытуемого для дополнительной объективизации результатов исследований, и обеспечивает синхронное автодокументирование процесса тестирования и всех регистрируемых показателей для дальнейшего совместного анализа. 

Аппаратно-программный комплекс «Эгоскоп», позволяет определять особенности личности и состояние спортсмена не только по его ответам, но и по физиологической реакции на каждый вопрос. Данное оборудование выявляет скрытые внутриличностные конфликты, несвоевременно решение которых может отрицательно повлиять на формирование «психологии Победителя». Такой подход интегрирует и наполняет новым содержанием все известные ранее психологические и психофизиологические методы путем включения в них эмоционально-оценочной шкалы, которая позволяет объективно дифференцировать индивидуальную значимость стимулов по степени экспрессии и смысло-эмоциональной согласованности ментальной, вегетативной и графической составляющих, синхронно регистрируемых в процессе экспериментальной микромодельной деятельности человека

 

Биологическая обратная связь

Зачем это нужно:

При подготовке спортсменов высокой квалификации на первое место выходят вопросы готовности к предстоящему старту и степени психологической надежности как во время соревнований, так и во время подготовки к ним.

 

Интегральным свойством психики, характеризующим психологическую надежность спортсмена, является психоэмоциональная устойчивость, т.е. способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.

А раз это способность, значит, ее можно и нужно развивать. В психологии спорта существуют различные способы и приемы развития психоэмоциональной устойчивости, однако в нашем центре особое внимание уделяется исследованию инновационных технологий на основе метода биологической обратной связи (БОС).

Суть метода:

Спортсмену с помощью внешней обратной связи, организованной при помощи компьютера, подается информация о состоянии тех или иных физиологических процессов, в виде визуальных и аудиальных образов, что позволяет формировать навык контроля физиологических параметров и закреплять эти навыки с тем, чтобы в дальнейшем использовать их во время стресса на соревнованиях.

Таким образом мы говорим о механизмах саморегуляции психоэмоционального состояния, причем акцент делается не на абстрактных понятиях, а на материальном субстрате, например снижение сердечного ритма при чрезмерном волнении перед соревнованиями.

Опыт использования:

Данный метод подготовки спортсменов широко известен за рубежом, хорошо себя зарекомендовал не только среди одиночных видов спорта, но и с успехом применяется среди игровых видо

в, таких как футбол, хоккей. В нашей стране опыт применения данной технологии достаточно ограничен, однако на сегодняшний день идет активное внедрение метода БОС на базе РНПЦ спорта в практику подготовки спортсменов. К примеру, в 2015 на этапе апробации было проведено 25 обучающих сеансов, а в 2019 уже 810. Мы видим не только положительную динамику роста объема коррекционных процедур на основе технологий БОС, но и получаем позитивные отклики как от самих спортсменов, так и от тренерского состава.

Перспективы применения:

Одним из  важнейших аспектов подготовки спортсменов высокого является  диагностика уровня психоэмоциональной устойчивости и прогнозирование надежности выступлений. В нашей лаборатории на основе метода БОС разработана диагностическая программа, позволяющая достаточно точно определять вероятность психоэмоциональных срывов и заблаговременно применять коррекционные мероприятия. В настоящее время данная программа проходит апробацию в различных видах спорта.

                               Комплекс биоакустической коррекции «Синхро-С»  («музыка мозга»)
 
Зачем это нужно 
Эффект воздействия:
• восстановление функционального состояния ЦНС – что сопровождается нормализация параметров электроэнцефалограммы
• нормализация психофизиологических и психологических показателей:
 улучшение психоэмоционального состояния
 нормализация сна и аппетита 
 мнемотропное действие – влияние на память, обучаемость
 повышение уровня бодрствования, ясности сознания
 адаптогенное действие – повышение устойчивости организма к действию экстремальных факторов; влияние на толерантность к различным экзогенным факторам
 влияние на нарушенные высшие корковые функции, уровень суждений и критических возможностей, мышления, внимания, речи
 антидепрессивное
 седативное – снижение эмоциональной возбудимости и раздражительности
 антиастеническое – уменьшение слабости, вялости, истощаемости
 
 Процедура биоакустической коррекции заключается в прослушивании пациентом акустического образа собственной электроэнцефалограммы, полученного путем преобразования текущей биоэлектрической активности головного мозга в звук слышимого диапазона. Для этого разработана уникальная компьютерная программа, которая согласует параметры звука с эндогенной активностью мозга в реальном времени. Методом биоакустической коррекции активируются естественные процессы саморегуляции организма (в основе механизмов – стимуляция центров регуляции (структур лимбической системы).
 
Метод сенсорной ЭЭГ-зависимой стимуляции головного мозга
 

 

                   ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В СПОРТЕ

На базе РНПЦ спорта в лаборатории психологии спорта проводится психофизиологическая диагностика детей и подростков с использованием специализированного оборудования. Диагностика направлена на выявление индивидуальных особенностей нервной системы, психомоторных качеств, координационных способностей и уровня общего психического развития с целью определения предрасположенности ребенка к различным видам спорта. Диагностическое обследование проводится на платной основе.

Перечень процедур психофизиологического обследования

Возможны изменения! По вопросам прейскуранта обращаться в лабораторию психологии спорта по тел.: +375 (17) 308 10 63

Психофизиологический комплекс для тренинга с биологической обратной связью (БОС) «Реакор» предназначен для функционального биоуправления и диагностики состояния вегетативной нервной системы на основе анализа физиологических показателей (ЧСС, КГР, ЭЭГ, ЭМГ).

Компьютерное биоуправление или Биологическая обратная связь (БОС или англ. вариант biofeedback; «адаптивное» или «функциональное биоуправление») – это современный и уникальный метод развития, направленный на активизацию внутренних резервов организма с целью совершенствования физиологических навыков и психических функций человека (то есть развитие навыков саморегуляции личности).

Возможности функционального биоуправления, которые реализуются при помощи комплекса «РЕАКОР», следующие:

  • восстановления функций физиологическихсистем и психических функций организма немедикаментознымиметодоми
  • оптимизация эмоциональной сферы, повышение адаптационных возможностей, обучение навыкам стрессоустойчивости (саморегуляции)и аутотренинга;
  • специальная психофизиологическая подготовка и формирование эмоциональной устойчивости лиц, профессионально связанных с риском, высокой ответственностью и нагрузками – спортсменов, сотрудников силовых структур, работников транспорта, операторов, руководителей – и всех желающих!

Процедура обучения навыкам саморегуляции при помощи психофизиологического комплекса «РЕАКОР» занимает не больше 20 минут за один сеанс. Закрепление этого навыка осуществляется по прохождению минимум 10-15 сеансов. Сеансы проводятся с минимальным перерывом – не больше трех дней. На каждом сеансе при помощи специальных датчиков идет регистрация психофизиологического состояния – исходный фон, этапы обучения и отдыха, а также регистрация итогового фона.

На каждом из этапов сеанса можно проследить, насколько успешно происходит овладение навыками саморегуляции – что получалось, а что требует дополнительного совершенствования. Все это позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому спортсмену, а также способствует повышению стрессоустойчивости и достижению максимального результата!

 

Приглашаем всех желающих и заинтересовавшихся БОС-технологиями! 

Контакты: 

г. Минск, ул. Нарочанская, 8
каб. 610 – Кабинет БОС-технологий

 

ПУБЛИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ЛАБОРАТОРИИ:

Практические пособия:
 
  1. Чарыкова И.А., Филипович Л.В., Рамза А.Г. и др. практическое пособие «Психологическое обеспечение подготовки спортивного резерва Республики Беларусь по группам видов спорта».
  2. Чарыкова И.А., Филипович Л.В., Муха П.Г. «Методы коррекции опорно-двигательного аппарата с целью предотвращения возникновения первичных травм по данным контроля  психоэмоционального состояния  спортсменов».
  3. Чарыкова И.А., Филипович Л.В., Булынко Е.С., Мухамова А.А.  и др. практическое пособие «Развитие внимания в процессе спортивной деятельности».
  4. Чарыкова И.А., Филипович Л.В., И.В. Конон И.В., Степанова Е.М., Мухамова А.А. «Система эмоционально-волевой подготовки спортсменов-теннисистов для повышения уровня саморегуляции и психофизиологической надежности в тренировочном процессе».
  5. Чарыкова, И.А., Конон, И.В., Степанова, Е.М., Мухамова, А.А. «Психологические рекомендации для теннисистов».
  6. Чарыкова И.А., Докукина Т.В., Филипович Л.В., Трущенко М.Н., Степанова  Е.М. «Методика немедикаментозного повышения стрессоустойчивости спортсменов на основе биоакустической коррекции: практ. пособие / И.А.Чарыкова  [и др.] – Минск: РНПЦ спорта, 2020. – 52с.
  7. Чарыкова И.А., Филипович Л.В., Рамза А.Г. и др. «Психолого-педагогическая программа ранней диагностики перспективности теннисистов с учетом психофизиологических, нейрофизиологических характеристик и состояния опорно-двигательного аппарата".
  8. Булынко Е.С. «Коррекционно-развивающая программа по уровню снижения тревоги методом биологической обратной связи (БОС)» практ. пособие / Е.С. Булынко  – Минск: РНПЦ спорта, 2020. 40с.
 
Статьи:
 
  1. Чарыкова И.А., Цвирко Д.Н., Варди Х., Стаценко Е.А., Лятина И.М., Чумакова А.А., Кулагин А.С. Сравнительный анализ методик оценки тревожности у спортсменов. Спортивная медицина: наука и практика. 2018. - № 8(1). – С.63-69.
  2. Булынко, Е.С. Применение метода биологической обратной связи в психологической подготовке спортсменов различных стран / Е.С. Булынко // 75-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского гоударственного университета [Электронный ресур] : материалы конф. В 3ч. Ч. 2, Минск, 14-23 мая 2018 г. / Белорус. гос. ун-т, Гл. упр. науки ; редкол.: В.Г. Сафонов (пред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2018. – С. 486-489.  
  3. Иванчикова Н.Н., Филипович Л.В., Захаревич А.Л. Оценка информативности показателей переносимости тренировочных нагрузок гребцов-академистов на основе факторного анализа. Прикладная спортивная наука. 2018. - №1 (7). – С.53-58.
  4. Булынко Е.С., Цвирко Д.Н. «Психофизиологическая реакция организма на нагрузку, как метод изучения стрессового состояния спортсмена»// «Ценности, традиции и новации в современном спорте» :  Международный научный конгресс, 18-20 04.2018 г. : в 2 ч. / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Нац. олимп. ком. Респ. Беларусь, Беларус. гос. ун-т физ. культуры ; [ред. кол.: С. Б. Репкин и др.]. – Минск, 2018. – Ч. 1. – С. 48-49;
  5. Булынко, Е. С. Анализ опыта применения биологической обратной связи в преодолении непродуктивных эмоциональных состояний в спорте / Е. С. Булынко // Психология глазами студентов : материалы XV ежегодной науч. конф. фак. Философии и соц. наук с междунар. участием. В 2 ч. Ч1. / под ред. А. С. Солодухо, Г. А. Фофановой. – Минск : БГУ, 2018. – С. 19-20.  
  6. Марьенко, И.П., Лихачев, С.А., Юрченко, М.В., Суша Н.А., Иваницкий, Е.С., Качановский, А.В., Чарыкова, И.А., Филипович, Л.В. Возможности технологии виртуальной реальности в диагностике и восстановлении функции равновесия: анализ собственных наблюдений / Международный научно-практический журнал Неврология и нейрохирургия // Восточная Европа. – 2019, том 9, №1. – С. 28–35;
  7. Жур К.В., Моссэ И.Б., Кильчевский А.В., Кухтинская Л.В., Чарыкова И.А. Ассоциация ряда полиморфизмов генов нейромедиаторных систем с психофизиологическими характеристиками спортсменов. Молекулярная и прикладная генетика [Текст] : сборник научных трудов / Государственное научное учреждение "Институт генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси". 2019. – С .136-144. 
  8. Рамза А.Г., Вербицкая, И.С., Петрова, Е.Э. «Психофизиологические маркеры психической надежности теннисистов». Материалы XVI Международной научно-практической конференции (29-30 ноября, 2019). Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Ставрополь. – 2019. – С.297-300.
  9. Чарыкова И.А., Цвирко, Д.Н. Использование показателей сенсомоторного тестирования в учебно-тренировочном процессе конькобежцев. Материалы XVI Международной научно-практической конференции (29-30 ноября, 2019). Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Ставрополь. – 2019. – С. 183-187.
  10. Степанова Е.М., Мухамова, А.А. Исследования волевых качеств спортсменов игровых видов спорта методом пиктополиграфии. Материалы XVI Международной научно-практической конференции (29-30 ноября, 2019). Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Ставрополь. – 2019. – С.310-314.
  11. Булынко Е.С. Особенности проявления тревоги у спортсменов на различных этапах подготовки на примере хоккея. Психосоциальная адаптация в трансформирующимся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида [Электронный ресурс] : материалы V Междунар. науч. конф., Минск, 23-24 октября 2020 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: И.А. Фурманов (отв. Ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2020. – С. 42-46;
  12. Чарыкова, И.А., Малёваная, И.А, Мухамова, А.А., Булынко, Е.С. Использование биоакустической коррекции в психологическом сопровождении высококвалифицированных спортсменов. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием по спортивной науке: «Подготовка спортивного резерва». – Москва: Центр Спортивных Технологий Москомспорта, 2020. – С.525-532.
  13. Чарыкова И.А., Степанова Е.М., Рамза А.Г., Мухамова А.А., Вербицкая И.С. Анализ невротических проявлений у спортсменов высокой квалификации. Международный научно-практический журнал «Прикладная спортивная наука». 2020. – №2 (12). – С.21-31.
  14. Иванчикова, Н.Н., Чарыкова, И.А., Филипович, Л.В., Ковкова, А.В. Особенности содержания некоторых трансмиттеров нервной системы в сыворотке крови высококвалифицированных спортсменов. Международный научно-практический журнал «Прикладная спортивная наука». 2020. – № 2 (12). – С.43-50.
  15. Булынко Е.С. Биологическая обратная связь как один из методов коррекции эмоционального состояния спортсменов при подготовке к международным соревнованиям: аналитический обзор. Вестник МГИРО. – 2021. – №1 (45). – С.42-45.
  16. Булынко Е.С. Особенности психофизиологического состояния юных спортсменов с различным уровнем ситуативной тревоги. Международный научно-практический журнал «Прикладная спортивная наука». – 2021. – №2 (14). – С.4-9.
  17. Степанова Е.М. Индивидуальный подход в психофизиологической реабилитации спортсменов с использованием технологии биологической обратной связи. Инновационные технологии спортивной медицины и реабилитологии. Материалы II Международной научно-практической конференции 18-19 ноября 2021 г. – Минск: БГУФК, 2021. – С.222-228.
  18. Мухамова А.А. Применение аудиовизуального комплекса «Диснет» для нормализации эмоциональных состояний спортсменов» «Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. ΧI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (Краснодар, 26-27 ноября 2021 г.) Сборник материалов. Краснодар, КГУФКСТ 2021. – С.96-98.
  19. Мухамова А.А., Сивицкий В.Г. Инструментальное измерение эмоционального реагирования спортсменов. Журнал «Мир спорта». – 2021. – №4 (85).