Перейти к основному содержанию

Лаборатория психологии спорта

 

ЧАРЫКОВА Инна Александровна
кандидат медицинских наук (РФ), заведующий лабораторией

ул. Нарочанская, 8, кабинет 602, телефон (+375 17)  308 10 55 (внутр. 540)
e-mail: charikova@medsport.by
inna110564@yandex.ru

Сотрудники лаборатории:

Филипович Людмила Викторовна, старший научный сотрудник
Ошеров Сергей Леонидович, младший  научный сотрудник (0,5)
кабинет 603, телефон (+375 17)  308 10 62 (внутр. 541)

Рамза Анастасия Георгиевна, старший научный сотрудник
кабинет 601

Мухамова Алина Андреевна, научный сотрудник
кабинет 609, телефон (+375 17)  308 10 63 (внутр. 542)

Булынко Екатерина Сергеевна, научный сотрудник
кабинет 611
Вербицкая Ирина Сергеевнамладший научный сотрудник
кабинет 610 (кабинет БОС-технологий)
Степанова Елена Михайловна, младший  научный сотрудник
Зенюк Мария Владимировна, младший  научный сотрудник
кабинет 612
Свирко (Скрипка) Екатерина Федоровна, младший  научный сотрудник (д/о)

 

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ

Биологическая обратная связь

Зачем это нужно:

При подготовке спортсменов высокой квалификации на первое место выходят вопросы готовности к предстоящему старту и степени психологической надежности как во время соревнований, так и во время подготовки к ним.

Интегральным свойством психики, характеризующим психологическую надежность спортсмена, является психоэмоциональная устойчивость, т.е. способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.

А раз это способность, значит, ее можно и нужно развивать. В психологии спорта существуют различные способы и приемы развития психоэмоциональной устойчивости, однако в нашем центре особое внимание уделяется исследованию инновационных технологий на основе метода биологической обратной связи (БОС).

Суть метода:

Спортсмену с помощью внешней обратной связи, организованной при помощи компьютера, подается информация о состоянии тех или иных физиологических процессов, в виде визуальных и аудиальных образов, что позволяет формировать навык контроля физиологических параметров и закреплять эти навыки с тем, чтобы в дальнейшем использовать их во время стресса на соревнованиях.

Таким образом мы говорим о механизмах саморегуляции психоэмоционального состояния, причем акцент делается не на абстрактных понятиях, а на материальном субстрате, например снижение сердечного ритма при чрезмерном 

 

волнении перед соревнованиями.

Опыт использования:

Данный метод подготовки спортсменов широко известен за рубежом, хорошо себя зарекомендовал не только среди одиночных видов спорта, но и с успехом применяется среди игровых видо

в, таких как футбол, хоккей. В нашей стране опыт применения данной технологии достаточно ограничен, однако на сегодняшний день идет активное внедрение метода БОС на базе РНПЦ спорта в практику подготовки спортсменов. К примеру, в 2015 на этапе апробации было проведено 25 обучающих сеансов, а в 2019 уже 810. Мы видим не только положительную динамику роста объема коррекционных процедур на основе технологий БОС, но и получаем позитивные отклики как от самих спортсменов, так и от тренерского состава.

Перспективы применения:

Одним из  важнейших аспектов подготовки спортсменов высокого является  диагностика уровня психоэмоциональной устойчивости и прогнозирование надежности выступлений. В нашей лаборатории на основе метода БОС разработана диагностическая программа, позволяющая достаточно точно определять вероятность психоэмоциональных срывов и заблаговременно 

применять коррекционные мероприятия. В настоящее время данная программа проходит апробацию в различных видах спорта.

Аппаратно-программный комплекс «НС–ПсихоТест»

Зачем это нужно:

В настоящее время нагрузки в спорте существенно увеличились в связи со значительно возросшим уровнем спортивных результатов и обострившейся конкуренцией на Олимпийских играх, чемпионатах мира и других важнейших международных соревнованиях. Современная система подготовки спортсменов включает в себя целый комплекс мероприятий, целью которых является достижение максимального результата и его сохранение. Одной из важнейших проблем спортивной подготовки является определение состояния спортсмена, т.е. проблема диагностирования различных сторон его подготовленности.

Суть метода:

Для изучение психофизиологических показателей спортсменов  используется аппаратно-программный комплекс «НС-Психотест». «НС-Психотест» включает в себя множество разнообразных психологических и психофизиологических методик, которые позволяют реализовать многоуровневый подход в решении практических задач диагностики. Психофизиологическая диагностика направлена на выявление индивидуальных особенностей протекания нервных и психических процессов на момент измерения. Психофизиология – это наука, изучающая физиологические основы функционирования психики, взаимосвязь между нервными и психическими процессами, происходящими в организме человека.

Опыт использования:

Данный метод изучения психофизиологических показателей спортсменов широко известен за рубежом, хорошо себя зарекомендовал не только среди циклических, скоростно-силовых, сложнокоординационных, многоборья, единоборств, но и в игровых видов спорта. Используемые методики относительно недорогие и нетрудоемкие. Позволяют осуществлять комплексность исследования, так как успешность в спорте – результат взаимодействия множества психофизиологических факторов. Аппаратные методы психофизиологического тестирования (в отличие от психологических тестов) объективно оценивают состояние спортсменов и позволяют оценить протекание процессов адаптации организма к тренировочной нагрузке. Позволяют обследовать большое количество спортсменов и получать информацию о текущем состоянии в кратчайшие сроки.  Большинство операций, связанных с тестированием, автоматизированы, что расширяет круг возможных потребителей.

 

Оперативная диагностика психофизиологического состояния спортсменов позволяет:

  1. Осуществлять психофизиологическое прогнозирование с учётом типологических особенностей свойств нервной системы.
  2. Оценивать протекания процессов адаптации к физическим нагрузкам.
  3. Индивидуализировать тренировочный процесс с учетом психофизиологических особенностей спортсмена.
  4. Осуществлять подбор и использовать специфические средства  психологической коррекции для полноценного восстановления функционального состояния организма.

Стабилоанализатор компьютерный с биологической обратной связью «Стабилан-01-2»

Суть метода:

Стабилометрия – это широкий спектр методических приемов, позволяющих измерять координаты центра давления, создаваемого человеком на плоскость опоры, для количественной оценки двигательных возможностей и создания биологической обратной связи по опорной реакции.

Опыт использования:

В лаборатории психологии спорта разработаны и успешно применяются методики индивидуального развития координационных возможностей и межмышечной координации.

Для получения видимых результатов необходимо пройти не менее 10 занятий на стабилоплатформе.

Обучение и развитие на основе стабилографических технологий направлены:

  • На совершенство управления спортсменами отдельными мышечными группами;
  • На формирование правильной начальной позы в соответствии с требованиями спортивной специализации;
  • На формирование адекватного сохранения равновесия после воздействий и т.п.

При проведении углубленного комплексного обследования используются следующие методики:

  • Тест Ромберга позволяет определить устойчивость тела спортсмена и дает количественную оценку этой устойчивости;
  • Тест «Мишень» позволяет оценивать мобилизационные возможности спортсмена.
  • Тест с эвольвентой позволяет оценить качество следящего движения и координационные возможности человека..

Психофизиологическая антистрессовая система

Сенсориум Кресло «Вибросаунд»

Зачем это нужно:

 Психофизиологическая антистрессовая система предназначена для проведения аудиовизуальной вибротактильной стимуляции (АВВС), которая эффективно применяется для повышения концентрации внимания, сосредоточенности, 

стимуляции воли к победе в ходе спортивных соревнований, а также для улучшения пиковой работоспособности за счет вскрытия резервов, 

контролируемых деятельностью вегетативной нервной системы.

Суть метода:

Аудиовизуальная вибротактильная стимуляция (АВВС) – это метод, основанный на феномене усвоения ритма, что позволяет гибко моделировать работу мозга. Традиционная АВВС основывается на синхронизации слабых сенсорных световых, звуковых и вибротактильных воздействий в различных диапазонах (от 2 до 110 Гц) биоэлектрической активности коры головного мозга человека.

Одновременная мультимодальная стимуляция с изменяющейся частотой прерывистых воздействий вызывает синхронизацию работы ранее не связанных источников спонтанной ритмики головного мозга, выявляет осцилляторы с повышенной резонансной активностью, осуществляет переупорядочивание корковых нейронных сетей, тем самым ликвидирует очаги застойного возбуждения в мозге, а за счет вибротактильных сигналов, имеет положительные соматические эффекты. Последние обусловлены улучшением периферического кровообращения и разрушением имеющихся очагов напряжения (миокинетических моделей).

Воздействие на ЦНС производится по трем каналам стимуляции.

Через зрительный канал – светодиодная стимуляция,

через слуховой – бинауральная,

через тактильное восприятие – вибротактильная стимуляция.

Опыт использования:

В результате многочисленных исследований психофизиологами установлено, что при одновременной синхронной зрительной и слуховой стимуляции, наряду с передачей через тело человека 

акустических волн низких частот (вибротактильная стимуляция), на фоне специально подобранных музыкальных произведений достигается эффект быстрого успокоения, а также глубокой мышечной и умственной релаксации. Запатентованная технология «VibraSound» посредством вибропреобразователей, с помощью специального контроля импеданса, позволяет вибрациям проникать в тело, обеспечивая захватывающую гамму переживаний, освобождающих человека от психоэмоционального напряжения, потенциирующих творческие возможности, восстанавливающих душевное равновесие.

 

Аудиовизуальный комплекс «ДисНет»

Зачем это нужно:

АВК используется для

- снижение уровней психоэмоционального стресса

- снижение уровня тревоги

- эффективного восстановления

- улучшения внимания и эффективности переработки информации

- повышение иммунитета

- повышение общей устойчивости к стрессу

Суть метода:

Аудиовизуальный комплекс и является эффективным средством воздействия на психоэмоциональное состояние человека индивидуального или коллективного применения. Комплекс состоит из компьютерной системы, к которой подключаются датчики контроля состояния пациента, контроллеры для управления световым оборудованием, качественной аудио-, видео- аппаратуры,.

В состав программно-методического обеспечения входят сеансы аудиотерапии, цветотерапии, аутогенные и видео сеансы. Вся база сеансов хранится, редактируется и воспроизводится на компьютере. Видео-поток с компьютера разделяется на 2 устройства воспроизведения: видеоустройство психолога (монитор) и видео-устройство пациента (LCD-панель, проектор, монитор, и т.д.) Есть возможность редактирования базы сеансов, есть средства администрирования, протоколирования пройденных сеансов и тестов, для статистической обработки полученные результаты можно экспортировать в MS Excel, Word. Есть возможность объединять аудио и видео фрагменты для создания новых сеансов, имеются свои средства кодирования-декодированния сеансов для защиты от несанкционированного копирования.

  • Опыт использования:
  • рекомендуемые аудиовизуальные произведения и методики (аутогенной саморегуляции, аудиовизуального воздействия, музыкального сопровождения и музыкотерапии) позволяют нормализовать психорегуляторные спортсменов при возникновении нарушений функционального состояния и психосоматических заболеваниях, увеличивают резервные возможности организма и способствуют повышению работоспособности в процессе ответственной и напряженной деятельности спортсменов
  • ; методики, реализованные в аппаратно-программном комплексе, не имеют противопоказаний;
  • разработанные методы и подходы к восстановлению функционального состояния спортсменов в процессе тренировочной и соревновательной  деятельности позволяют повысить устойчивость к стрессу и помехоустойчивость, снизить эмоциональную реактивность, улучшить психическую регуляцию межполушарных взаимоотношений головного мозга;
  • созданный аппаратно-программный комплекс оптимизирует деятельность психолога при осуществлении дифференцированой психодиагностики и дальнейшей психокоррекции, позволяет более эффективно проводить групповые занятия по освоению методики аутогенной тренировки и применять другие методики коррегирующего воздействия;
  • методики и программное обеспечение АВК прошло широкую апробацию и может быть рекомендовано большому кругу психологов и психотерапевтов;
  • предлагаемые методики воздействия и разработанный аппаратно-программный комплекс позволяет использовать их в сочетании с другими реабилитационно-восстановительными мероприятиями и значительно усиливает эффект их применения.

Комплекс объективного психологического анализа и тестирования "Эгоскоп"

Суть метода:

Эгоскопия (лат. ego «я» + греч. skopeo «исследовать») - новый эффективный метод объективизации психологического и психофизиологического тестирования и анализа полученных результатов. Метод предполагает проведение психодиагностических исследований на сенсорном мониторе-планшете с контролем в процессе тестирования динамики физиологических показателей и моторики руки испытуемого для дополнительной объективизации результатов исследований, и обеспечивает синхронное автодокументирование процесса тестирования и всех регистрируемых показателей для дальнейшего совместного анализа. 

Опыт использования:

Такой подход интегрирует и наполняет новым содержанием все известные ранее психологические и психофизиологические методы путем включения в них эмоционально-оценочной шкалы, которая позволяет объективно дифференцировать индивидуальную значимость стимулов по степени экспрессии и смысло-эмоциональной согласованности ментальной, вегетативной и графической составляющих, синхронно регистрируемых в процессе экспериментальной микромодельной деятельности человека.

 

 

                   ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В СПОРТЕ

На базе РНПЦ спорта в лаборатории психологии спорта проводится психофизиологическая диагностика детей и подростков с использованием специализированного оборудования. Диагностика направлена на выявление индивидуальных особенностей нервной системы, психомоторных качеств, координационных способностей и уровня общего психического развития с целью определения предрасположенности ребенка к различным видам спорта. Диагностическое обследование проводится на платной основе.

Перечень процедур психофизиологического обследования

Возможны изменения! По вопросам прейскуранта обращаться в лабораторию психологии спорта по тел.: +375 (17) 308 10 63

 

 

Психофизиологический комплекс для тренинга с биологической обратной связью (БОС) «Реакор» предназначен для функционального биоуправления и диагностики состояния вегетативной нервной системы на основе анализа физиологических показателей (ЧСС, КГР, ЭЭГ, ЭМГ).

Компьютерное биоуправление или Биологическая обратная связь (БОС или англ. вариант biofeedback; «адаптивное» или «функциональное биоуправление») – это современный и уникальный метод развития, направленный на активизацию внутренних резервов организма с целью совершенствования физиологических навыков и психических функций человека (то есть развитие навыков саморегуляции личности).

Возможности функционального биоуправления, которые реализуются при помощи комплекса «РЕАКОР», следующие:

  • восстановления функций физиологическихсистем и психических функций организма немедикаментознымиметодоми
  • оптимизация эмоциональной сферы, повышение адаптационных возможностей, обучение навыкам стрессоустойчивости (саморегуляции)и аутотренинга;
  • специальная психофизиологическая подготовка и формирование эмоциональной устойчивости лиц, профессионально связанных с риском, высокой ответственностью и нагрузками – спортсменов, сотрудников силовых структур, работников транспорта, операторов, руководителей – и всех желающих!

 

Процедура обучения навыкам саморегуляции при помощи психофизиологического комплекса «РЕАКОР» занимает не больше 20 минут за один сеанс. Закрепление этого навыка осуществляется по прохождению минимум 10-15 сеансов. Сеансы проводятся с минимальным перерывом – не больше трех дней. На каждом сеансе при помощи специальных датчиков идет регистрация психофизиологического состояния – исходный фон, этапы обучения и отдыха, а также регистрация итогового фона.

На каждом из этапов сеанса можно проследить, насколько успешно происходит овладение навыками саморегуляции – что получалось, а что требует дополнительного совершенствования. Все это позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому спортсмену, а также способствует повышению стрессоустойчивости и достижению максимального результата!

 

Приглашаем всех желающих и заинтересовавшихся БОС-технологиями! 

Контакты: 

г. Минск, ул. Нарочанская, 8

каб. 610 – Кабинет БОС-технологий

 

ПУБЛИКАЦИИ ЛАБОРАТОРИИ:

  1. Булынко, Е. С. Анализ опыта применения биологической обратной связи в преодолении непродуктивных эмоциональных состояний в спорте / Е. С. Булынко // Психология глазами студентов : материалы XV ежегодной науч. конф. фак. философии и соц. Наук с междунар. Участием. В 2 ч. Ч.1 / под ред. А. С. Солодухо, Г. А. Фофановой. – Минск: БГУ, 2018. – С. 19-20.
  2. Булынко, Е. С. Психофизиологическая реакция организма на нагрузку как метод изучения стрессового состояния спортсмена / Е. С. Булынко, Д. Н. Цвирко.  // Ценности, традиции и новации современного спорта : материалы Междунар. науч. конгр., 18-20 апр. 2018 г. : в 2 ч. / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Нац. олимп. ком. Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры ; [редкол.: С. Б. Репкин и др.]. – Минск, 2018. – Ч. 1. – С. 48-49.
  3. Булынко, Е.С. Применение метода биологической обратной связи в психологической подготовке спортсменов различных стран / Е. С. Булынко // 75-ая конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета [Электронный ресурс] : материалы конф. В 3 ч. Ч. 2, Минск, 14-23 мая 2018 / Белорус. гос. Ун-т, Гл. упр. науки ; редкол.: В. Г.  Сафонов [ и др.]. – Минск : БГУ, 2018. – С. 486-488.
  4. Булынко, Е.С. Особенности эмоционального состояния спортсменок игровых видов спорта в соревновательном периоде / Е.С. Булынко // Международный научно-теоретический журнал «Прикладная спортивная наука». – 2016. - №1 (3). – С.4-9.
  5. Чарыкова, И. А.,  Аналитический обзор зарубежных научных публикаций на тему применения БОС в спорте / И. А. Чарыкова, А. Г. Рамза, Я. Л. Сороколит. Е. С. Булынко, А. А. Мухамова // Международный научно-практический журнал «Прикладная психология». – 2017. – №2 (6). – С. 105-116.
  6. Стаценко, Е.А. Уровень тревожности у спортсменов разного пола и разных видов спорта / Е.А. Стаценко, Х. Варди, И.В. Глебова, М.А. Саркисян, И.А. Чарыкова, Д.Н. Цвирко // Спортивная медицина: наука и спорт. – 2018. – Т. 8. № 1. – С. 55-58.
  7. Варди, Х., Сравнительный анализ методик тревожности у спортсменов / Х. Варди, Е.А. Стаценко, И.А. Чарыкова, Д.Н. Цвирко, И.М. Лятин, А.А. Чумакова, А.С. Кулагин // Спортивная медицина: наука и спорт. – 2018. – Т. 8. № 1. – С. 63-69.
  8. Стаценко, Е.А. Изучение структуры тревожности у профессиональных спортсменов / Е.А. Стаценко, Х. Варди, И.В. Глебова, М.А. Саркисян, А.Г. Пономарёва, И.А. Чарыкова, Д.Н. Цвирко, Л.А. Калинкин, Л.В. Кутняхова, Т.А. Доценко, М.Е. Бендецкая // Спортивная медицина: наука и спорт. – 2018. – Т. 8. № 2. – С. 62-68.
  9. Цвирко, Д.Н. Возможности использования психофизиологических показателей в спорте / Д.Н. Цвирко, П.М. Прилуцкий // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму материалы ХIV Международной научной сессии по итогам НИР за 2015 год: в 3-х частях. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Белорусский государственный университет физической культуры. – 2016. – С. 331-335.
  10. Цвирко, Д.Н. Психофизиологический контроль в тренировочном процессе (на примере конькобежного спорта) / Д.Н. Цвирко // Прикладная спортивная наука. – 2015. – №2. – С. 48-52.
  11. Жур, К.В. Ассоциация ряда полиморфизмов генов нейромедиаторных систем с психофизиологическкими характеристиками спортсменов / К.В. Жур, И.Б. Моссэ, А.В. Кильчевский, Л.В. Кухтинская, И.А. Чарыкова // Молекулярная и прикладная генетика. – 2019. – Т. 26. – С. 136-144.
  12. Варди, Х. Методы оценки уровня тревожности у спортсменов / Х. Варди, Е.А. Стаценко, М.А. Саркисян, И.А. Чарыкова, А.И. Чумакова, А.А. Чумакова // Актуальные проблемы в области физической культуры и спорта. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием, посвящённой 85-летию ФГБУ СПбНИИФК. В 2-х томах. – 2018. – С. 23-26.
  13. Варди, Х. Выявление и коррекция повышенного уровня тревожности у спортсменов / Х. Варди, Е.А. Стаценко, И.А. Чарыкова, А.А. Чумакова, А.С. Кулагин // Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта. Материалы Международного научно-практического конгресса посвящённого 100-летию ГЦОЛИФК. Под общ.ред. Ю.В. Байковского, В.А. Москвина, В.Ф. Сопова. – 2018. – С. 190-194.
  14. Моссэ, И.Б. Ассоциация полиморфных вариантов генов со стрессоустойчивостью человека / И.Б. Моссэ, П.М. Морозик, И.А. Чарыкова, Л.В. Кухтинская, П.В. Евлеева // Сахаровские чтения 2018 года: экологические проблемы ХХI века материалы 18-й международной научной конференции. Под общей редакцией С.А. Маскевича, С.С. Позняка. – 2018. – С. 195-197.
  15. Чарыкова, И.А. Психолого-педагогические основы многолетней подготовки спортсменов / И.А. Чарыкова, Л.В. Филипович // Прикладная спортивная наука. – 2018. – №2 (8). – С. 57-65.
  16. Захаревич, А.Л. Популяризация физической культуры и спорта путём проведения масштабного спортивного праздника / А.Л. Захаревич, И.А. Чарыкова, А.С. Кузикевич, Д.С. Пфейфер // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы VI Международного научно-практической конференции, посвящённой 55-летию Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. Ответственный редактор Ю.Ю Шурыгина. – 2017. – С. 132-133
  17. Чарыкова, И.А. Особенности нейрофизиологических показателей спортсменов резерва национальных команд в единоборствах (на примере самбо и дзюдо) / И.А. Чарыкова, А.Г. Рамза, Я.Л. Сороколит // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Материалы ХIV Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 181-184.
  18. Чарыкова, И.А. Сравнительный анализ нейрофизиологических качеств представителей национальной команды и ближайшего резерва по биатлону / И.А. Чарыкова, Е.А. Пастак, Е.Ф. Свирко // Прикладная спортивная наука. – 2016. – №2 (4). – С. 51-58.
  19. Чарыкова, И.А. Использование показателей психофизиологического тестирования спортсменов для определения эффективности применения фитопрепаратов разнонаправленного действия, влияющих на функциональное состояние ЦНС / И.А. Чарыкова, Н.А. Парамонова, С.С. Стаценко // Прикладная спортивная наука. – 2015. – №1. – С. 47-52.
  20. Филипович, Л,В. Модель психофизиологической готовности спортсменов к соревнованиям (на примере дзюдо) / Л.В. Филипович, И.А. Чарыкова // Прикладная спортивная наука. – 2015. – №2. – С. 43-48.
  21. Стаценко, Е.А. Психофизиологические критерии перетренированности у спортсменов / Е.А. Стаценко, И.А. Чарыкова // Вопрсы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2010. – №2. – С. 50-54.
  22. Стаценко, Е.А. Информативность показателей психофизиологического состояния и гормонального статуса в контроле физических нагрузок при тренировках пловцов / Е.А. Стаценко, И.А. Чарыкова, Н.А. Парамонова // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. – 2009. – №3. – С. 27-30.
  23. Стаценко, Е.А. Применение психостимулирующих средств из группы метилксантинов с целью коррекции состояния спортсменов / Е.А. Стаценко, И.А. Чарыкова, Д.В. Руммо // Медицинский журнал. – 2009. – №4 (30). – С. 101-103.
  24. Чарыкова, И.А. Анализ особенностей сенсомоторного реагирования в условиях адаптации физической активности разной направленности / И.А. Чарыкова, Е.А. Стаценко, Н.А. Парамонова // Медицинский журнал. – 2009. – №4 (30). – С. 119-121.
  25. Цвирко, Д.Н. Управление тренировочным процессом в соревновательном периоде подготовки на примере игровых видов спорта» БГЭУ к X Международному экономическому форуму молодых ученых / Д.Н. Цвирко // Экономика глазами молодых: материалы Х Международного экономического форума молодых учёных (Минск, 22-24 сентября 2017г.) редкол.: Г.А. Королёнок. – Минск : БГАТУ, 2017. – С. 230-234.
  26. Цвирко Д.Н. «Использование психофизиологических показателей в футболе» / Д.Н. Цвирко, А.И. Шлойдо // «Ценности, традиции и новации в современном спорте» :  Международный научный конгресс, 18-20 04.2018 г. : в 2 ч. / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Нац. олимп. ком. Респ. Беларусь, Беларус. гос. ун-т физ. Культуры ; [ред. кол.: С. Б. Репкин и др.]. – Минск, 2018.– Ч. 1. – С. 238-239.
  27. Рамза, А.Г. Влияние функционального состояния ЦНС на координационные способности спортсменов на примере представителей ведущих хоккейных клубов Беларуси / А.Г. Рамза, Я.Л. Сороколит, В.Э. Занковец // Вестник спортивной науки. – 2016. – № 2. – С. 55–60.
  28. Чарыкова, И.А. Возможности психологической диагностики и направления деятельности лаборатории психологии спорта РНПЦ спорта / И.А. Чарыкова // Материалы Международной научно-практической конференции «Социальное знание и проблемы социального развития белорусского общества в условиях глобализации», г. Минск, 16–17 ноября 2017 г. / Институт социологии Национальной академии наук Беларуси; ред. кол. : И.В. Котляров (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2017. – С. 372–375.
  29. Цвирко, Д.Н. Влияние занятий единоборствами на психоэмоциональное состояние студентов / Д.Н. Цвирко, А.А. Журко // Материалы Республиканской Научно-практической конференции «Управление в сфере физической культуры и спорта: педагогический, экономический, правовой, социальный и медико-биологический аспекты (Минск, 2 февраля 2018г.). – Минск : АУпПРБ, 2018. – С. 45-48.
  30. Чарыкова, И.А. Психологическое обеспечение подготовки спортивного резерва Республики Беларусь по группам видов спорта: практ. пособие / И.А. Чарыкова, Л.В. Филипович, А.Г. Рамза, Н.Н. Ефремова, Я.Л. Сороколит, Д.Н. Цвирко. – Минск: БГУФК, 2018. – 43 с.
  31. Чарыкова, И.А. Методы обследования спортсменов в лаборатории психологии спорта: практ. пособие / И.А. Чарыкова, Л.В. Филипович, А.Г. Рамза, Я.Л. Сороколит, Д.Н. Цвирко, Е.А. Пастак, Е.Ф. Свирко, Е.С. Булынко, А.А. Мухамова. – Минск: РНПЦ спорта, 2017. – 64 с.
  32. Чарыкова, И.А. Психологическая модель спортивного резерва различных групп видов спорта для управления тренировочным процессом: практ. пособие / И.А. Чарыкова, Л.В. Филипович, А.Г. Рамза, Я.Л. Сороколит, Д.Н. Цвирко, Е.С. Булынко, Е.А. Пастак, Е.Ф.Свирко. –  Минск : РНПЦ спорта, 2017. – 64 с.
  33. Чарыкова, И.А. Модельные характеристики психологической подготовленности высококвалифицированных спортсменов различных групп видов спорта для управления учебно-тренировочным процессом : практ. пособие /  И.А. Чарыкова, Л.В. Филипович, А.Г. Рамза, Я.Л. Сороколит, Д.Н.Цвирко, Е.С. Булынко, Е.А. Пастак, Е.Ф.Свирко. – Минск : РНПЦ спорта, 2017. – 68 с.
  34. Чарыкова, Л.В. Методы коррекции состояния опорно- двигательного аппарата с целью предотвращения возникновения первичных травм по данным контроля психоэмоционального состояния спортсменов: практ. пособие / И.А. Чарыкова, Л.В. Филипович, О.В. Маслов, Н.П. Гулевич, А.С. Ясюкевич, П.Г. Муха. – Минск: РНПЦ спорта,2018. – 40 с.

Горячая линия

Номер телефона +375 17 308 10 66 (каждый четверг 9.00-15.00)

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ

Партнеры